пятница, 16 октября 2015 г.

Пятый семестр. День третий.

Буду покороче писать, чтобы успеть хоть немного сказать.

Красота же. Широкая Большая Бронная, Пешеходная дорожка перед входом в институт, а вот справа, вдалеке, два человека стоят - один из них наш педагог по литературоведению, "старик" Антонов. Фото автора

Еще раз сегодня утром порадовалась тому, что перед ЛИТом теперь есть пешеходный переход. Я не очень понимаю,  кто распоряжается и их устанавливают, но думаю, откуда-то сверху. Приятно, что подумали о нас. 

Ура пришла, ура девчонки. Первой парой новый предмет уже известного нам с первого курса Виталия Григорьевича Сиромахи. Он перенес операцию в прошлом году и говорит с приборчиком специальным. И, дай ему жизнь, здоровья! Он молодец. Такой сложный предмет нам читает, но так он это интересно делает.  А называется наша первая пара – История русского литературного языка. Это привет от старославянского языка и исторической грамматики. Мы, конечно, их вспоминали не раз.

Прекрасный Сиромаха! Фото автора.

Говорили о мёртвых и живых языках. И это не те, на которых говорят или не говорят. А те, в которых происходят или не происходят изменения. Например, церковнославянский – мёртвый. Там уже не меняется ничего. Говорили про то, что литературный язык это не от слова "литература", а от слова litera – то есть буква. Есть человек грамотный образованный – homo literatus, и необразованный человек – homo rustikus.

Виталий Григорьевич ушёл, а слова остались. Фото автора.
Виталий Григорьевич сегодня много говорил о нормах языка. О том, что норма - это всегда процесс сознательный, что она как бы навязывается, что это «результат сознательного воздействия социума в целом или индивидуума в частности». Если сравнить с диалектом - тот живёт, как сорная трава. Нет никакой нормы у него. "Люди говорят, как птицы поют", - заметил педагог. Вспомнили так же, что у детей тоже своё восприятие языка. Они могут сказать «едьё», «подстригашка». Такие вот у них свои ассоциации с едой и парикмахерской. Что чувствуют, то и говорят.

Предмет этот непростой. Сейчас вот перечитываю конспект, и понимаю, что многое тяжело принимается. Хотя, Виталий Григорьевич интересно рассказывает. Ему самому нравится то, что он делает. Он увлечён, это видно. У меня после его лекций всегда ощущение, что я тоже могу попытаться овладеть языкознанием и ещё - он спокойно принимает полёт любых наших мыслей. Можешь предположить, высказать, он не осмеивает.

И ненавязчиво экскурс в историю даёт. Почему, например, язык начал меняться и когда. Сегодня я, работающая в культуре всю жизнь, узнала, наконец, как переводится слово «культура».
Culture – от латинского, обработка почвы. А второе значение – просвещение обработка. Мне нравится. Сейчас подумала, что культурно-просветительное училище, это неграмотное название, получается. А училище культуры, будет точнее.

И еще мне было интересно то, что когда человек уезжает в эмиграцию, то язык там застывает. То есть, важно, чтобы рядом были носители языка и побольше их, а не просто узкий круг. Чего-то я не хочу надолго уезжать из России. Хотя, фиг его знает, я не была еще нигде.

Следующей парой - Зарубежная литература 17-18 веков, вел её профессор Тарасов Борис Николаевич. Теперь я точно могу сказать, что в хит-параде на самого нудного лектора этого семестра и пожалуй всех лет обучения, победил он. Уверенно лидирует, с большим отрывом. Он всех нас ввёл в свой транс. Ну, вот же способности у человека?! Нет слов добрых. Нет. Сегодня ждала завороженных рассказов о Корнеле, Расине. Все ждали. Не дождались. Как тут не вспомнить прекрасного Станислава Бемовича Джимбинова, который читал античку. От него аж искры летят, как увлечённо рассказывает.

А тут - опять всё тоже. Приходит, как барин. Обязательно кто-то должен сгонять, принести журнал и расставить галочки – были не были. Да! У нас новшество. Сейчас строго следят за появлением на лекциях. Правда, нас, вместо 31го человека, так и ходит восемь-десять. Да по фиг! Главное, я пришла. Гы. В остальных верю, умные люди, найдут, что делать! А вообще, спасибо всем, кто со мной. И мысленно и рядом.

На зарубежке же у Тарасова опять началось: «Кто такой Сид? А Федра?». Опять с наездами, опять тихо и монотонно. Предложения длинные. Еле успела записать третью часть одного предложения. Вот она: «Чересчур педалируются те самые элементы, на которых основана позиция, которая …» Я не успела понять какие элементы, и на чем они основаны, и что за эта самая позиция. Очень длинное и заумное предложение. Ну, как пробираться сквозь него? Одну часть пока скажет, пока её поймёшь, а у же вторая пошла, а там третья.

А с виду - приятный человек и вещи говорит умные. Фото автора.

Не, я записала, почему Ришелье запретил пьесу Корнеля «Сид». Но, не успев понять, что речь шла об этой пьесе, мы, "без объявления войны", перешли к другой пьесе «Гораций». Когда это произошло? Верх нудизма (у меня, это когда нудят много). И уже объясняя пьесу «Гораций» я услышала знакомое слово: «Август». Думаю, о чём он, о ком он? Скорее в методичку. И точно, это пьеса то го же Корнеля - «Цинна, или милосердие августа»

Еле усевала понять. Одно поняла, что все эти чуваки, ну, герои пьесы, нарушали законы природы. Это уже я анализировала по психологии, слушая Б.Н., потому что иначе я спала бы, что и пытались делать некоторые мои однокурсники. И я их понимаю. Короче, еле написала пять страниц лекций, кое-как дождалась конца. С радостью достала из сумки творожок с фруктами, семечками и какао, который принесла с собой и похомячила. Заочников не кормят в столовке нашей. Вот так от. Ну и ничего, я с собой ношу.
Наши студенты меня печеньем угощали и кофе. Прорвёмся. Тем более, господина Б.Н. сегодня не будет уже.
 
Как-то нам надо отрываться. Студенты Литинститута. Ё! У нас есть полчаса до следующей пары. Фото всех нас - кто держал тел, кто нахимал, кто показывал,куда жать, кто просто верил.
Третьей парой была История Философии и вёл её уже известный нам профессор Александр Иванович Зимин. То ли после Тарасова, то ли оттого, что материал был сегодня не простой, и его было много, но было тоже тяжеловато. Но он хоть громко и чётко рассказывал. И тоже видно, что на месте человек, любит свой предмет.  

Наш философ - Александр Иванович Зимин. Фото автора.

«Называли Со̀фией, стали называть Филосо̀фией, интересно, почему?» - начал А.И. Плавно перешел к мудрецу Фалѐсу, тому, кто точно стоял у истоков философии и был во всех списках, которые находили учёные, когда уточняли, кто занимался философией. Он был одним из семи первых мудрецов. Умел считать, предсказал затмение Солнца. Но это не делало его философом. А вот то, что он озаботился тем, что же является порождением начала всего существующего, вот это и сделало его философом.

Мы говорили о Милетской школе философии, о стихиях - воде, огне, воздухе, о Космосе и хаосе. Космос – это организованная природа. Мне понравилось это утверждение. И еще то, что «Всё, что нас окружает, мы знаем, как определённое нами в результате нашего взаимодействия с ним. Если мы его не знаем, то мы его и не определяем. Исключаем из нашей жизни».

К определенности мы придем тогда, когда мы начнём упорядочивать неопределённое. Мы говорили о Гераклите, О том, что он считал, что знания в постижении того, что всё едино и что нужно уметь быть способным видеть общее состояние вещей. Еще говорили о Пифагорейской философии, о Пифагоре, о его математическом походе, об интересе к числу, о том, что ему удавалось «услышать музыку Небесных сфер».

И еще мне было интересно, что во времена Пифагора основа образования состояла из семи основных свободных искусств: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, грамматика, риторика, диалектика. Потом говорили об Италийской школе философии. Там был Эмпедокл и элейцы. Закончили на строчках: «Сила любви и сила вражды». Продолжение в понедельник.
 
Чего-то все подустали уже. Фото автора.
Четвертой парой был Современный русский литературный язык. Вела его профессор Елена Леонидовна Лилеева. Мы продолжили разбирать раздел «Морфология», и сегодня остановились на теме «Склонение прилагательных». Ё-моё, тут склонения не такие, как в школе и вообще, падежей в научной грамматике десять, как говорит педагог! Склонения у прилагательных определяются по существительному, с которым оно сочетается. Разобрали типы склонения, категории, разряды.

Неунывающая Елена Леонидовна. Спасибо вам за то, что верите в нашу грамотность. Фото автора.

Вспомнили наши любимые склонения существительных. Что правильно говорить: помидоров, апельсинов, килограммов, и т.д.  Еще, верно сказать – я живу в Люблине, а не в Люблино, как привычней, вроде бы. Ну, если кто сейчас не понял, о чём я и что такое Люблино, ну и ладно. Для вас пример другой. Например, слово "добр" звучит более категоричней, чем слово "добрый". Так же, как "глуп", грубее, чем "глупый"И это важно, когда ты пишешь диалог, например. 

Вообще, там так много всего, в этих разрядах прилагательных. Качественные, притяжательные, относительные. И окончания не перепутать и их друг с другом. Например, "душевная рана" – это относительный разряд, а "душевный человек" – качественный. Вот как не спутать? Ой, тяжёлый сегодня день. Краткая форма прилагательного мне еще далась и хорошо, что был звонок. Я больше не могла воспринимать ничего.

И на «Психологическое айкидо» уже не пошла сегодня. В другой раз. Вообще, на этой сессии очень хочу спать. Октябрь что ли? В октябре у нас еще не бывало сессии. Пойду спать. Всем добра.

среда, 14 октября 2015 г.

Пятый семестр. День второй.

Начало конспекта тут.

Как хорошо, что я была сегодня на каждом занятии. Уговариваю себя уже что ли. Просто с трудом просыпалась, но хорошо, что преодолела себя и пошла. Никак не могу наладить нормальный сон, сплю по пять часов. И пока, разбираться почему тревога внутри, некогда. Закончится сессия, прослежу.

На улице тепло. Солнце второе утро уже светит. Обычно в это время я сплю. И до этого было холодно. А тут, с утра и коменданта нашего прекрасного Сергея Иваныча встретила и Ирину охранницу. И вообще, второй день хочу всем сказать, что люблю всех. Прямо прокричать громко хочу. Кричу тихо, радуюсь в себе. 
У входа в Литературный висит эта гирлянда. Она уже не такая зелёная, как раньше. Фото автора

Сегодня первой парой был семинар по современной русской литературе. Ведёт его Сергей Федорович Дмитренко. Он у нас уже втрой год. Начали с обсуждения вручения Светлане Алексеевич Нобелевской премии в области литературы, в этом году. Какой же Сергей Фёдорович молодец! Он так интересно и аргументировано рассказал про её творчество, про то, в какое время раньше жили. Я помню этот её документальный цикл «У войны не женское лицо», за который дали премию. В 1985 году это еще было. Надо же, как долго шла она к признанию.

Как говорит педагог: «Она выполнила работу нескольких поколений наших писателей». Тема женщины на войне неисчерпаема. А она взяла и запечатлела голоса людей, с которыми встречалась. Ой, я балдела сегодня на семинаре! Как интересно рассказывал С.Ф. Про физиологический очерк, про то, что должен делать писатель, про утопию Советского Союза, про санкции в 19-м веке, про то, что самое лучшее снотворное, это книги Левенталя и Драгомыщенко.

Интересный образ он придумал Дмитрию Быкову, или не он, а кто-то еще: «Человек, который прочитал всё, что было написано, когда либо, и даже то, что не написано еще, прочитал». У него компьютерный мозг, который всё помнит. Быков «снял интонацию». Нужно снять интонацию и всё у тебя пойдет.

Сергей Фёдорович сегодня был в ударе. Опять много советов литераторам и жизненных историй. Браво! Фото автора.

Я во всем согласна с педагогом. Он говорит, что нужно делать так, чтобы тебя понимали. А не пробираться по смыслам, искать что-то и не находить. А  многие пишут, закутывая тебя ватой. Тусовка всё это, - говорит С.Ф. – и заканчивается она тем, что в ней остаётся только двое человек и оба гении. Говорил про то, что нужно "устанавливать точки", как ориентиры, иначе всё уйдет в никуда. Точки эти дают направление, по ним идёшь. Может, они потом и не нужны становятся, но лучше, чтобы они были. Они помогают писать.

А многие пишут, типа, я гений, как хотите, так и понимайте меня, а когда простраиваешь нити повествования, когда есть фактура, то легко. И С.Ф. заметил, что сразу видно, что писалось быстро и что неторопливо, потому что автору было что рассказать.

Говорили о последних литературных премиях. Об авторах. Сергей Фёдорович порекомендовал прочесть: Александра Снегирёва «Вера», Романа Сенчина «Зона затопления», Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза». Еще интересно то, что он их всех знает и делится информацией из первых уст, а некоторые сегодня были у нас в гостях в институте, но мы не успевали уже прийти. У нас еще пары шли.
Закончили семинар на том, что решили прочитать для обсуждения к следующему семинару, к 21 октября, роман Светланы Алексеевич «Время секонд хэнд».

Следующей парой была Зарубежная литература 17-18 века. Вёл её наш бывший ректор, профессор Борис Николаевич Тарасов. Ну, скажу я вам, это испытание его слушать. Очень тихо говорит и перед паузой плавно уходит в тишину. На «нет» так сводит речь. И ещё он задает вопрос и сам на него отвечает, хотя вроде спрашивает нас. Вроде, даёт шанс ответить, но с таким подтекстом, мол, ну, всё равно не знаете же. И вопрос не риторический.

Борис Николаевич Тарасов читает стихи Буало. Фото автора

Ох, я вспомнила нашего темпераментного и импозантного педагога по литературе Средних веков и Возрождения, Михаила Николаевича Попова, который вёл этот предмет в прошлом году. А теперь мы перешли в другое время, и ведёт другой человек. Вот и заскучала я по нашему мастеру Ренессанса.

А у таких педагогов, каким мне показался Тарасов в первый день лекций, вечно теряюсь, потому что даже когда знаешь и ответил, он недоволен. Девчонки наши ответили на его вопрос, про то, что в эпоху Возрождения в центре мира стоял человек - так даже я за них пожалела, не то, что они сами. Мол, ну ясно, по верхушкам всё у вас.

Отрицательное обаяние от него идёт, хотя, с виду похож на милого гномика. Ему бы в КГБ работать. Кому хошь язык развяжет. Тихий такой, но настырный. Ой, чё это я?! Ну, тяжело было слушать, а так хотелось! Ну, неприятно он так, с усмешкой скрытой, спрашивает: «Слышали про Байрона? Река власти что это? Читали Эстетику Возрождения? Какое духовное развитие встречаете в пьесах Шекспира?» Хотя, может, я придираюсь.

Но особенно я зацепилась на вопросе: "Что удостоверяет, что я титан? Что мне это даёт? Как я могу быть титаном? –  спрашивает он и тут же отвечает, - Только на фоне других титанов, в борьбе с ними, выделяясь над ними, борясь за власть!" Я не удержалась и спрашиваю: «А что невозможно, чтобы было много титанов и чтобы они были все равны?». Говорит: «Нет!» Я не понимаю, почему одни, будучи титанами, должны топтать других, когда можно сосуществовать.

Не понимаю я такой политики. Понимаю, что это есть, но ведь возможно и другое существование. Не только такое, что нужно «идти по трупам к пьедесталу». Не приемлю этого. Но педагог наш не объясняет особо. Ладно, может, я что-то не так поняла. Надо почитать про титанов. Будет повод. Потом говорили про исторические моменты, которые мы прошли вчера на истории Средних веков. Было приятно, что у меня в голове закрепилась лекция, и я помню о Ришелье и фрондах,  Людовике 13-ом и дуэлях. Спасибо Екатерине Эрнестовне Медведевой.

Говорили о газете, о том, кто её создал. Здорово было услышать, я всё же работала в газете, понимаю важность и своё какое-то затронули. Оказывается, у одного дяди был ломбард  и к нему стекались разные сведения. Вот он и решил использовать их на благое дело. Звали его Теофраст Ренодо и началось это в 1631 году. Потом говорили о Корнеле, Расине, Мольере. Борис Николаевич немного добрел, что ли, когда начал читать стихи.

Мне очень понравился Буало. Его «Поэтическое искусство». Он поднял тему предназначения человека. И педагог говорил о том, что важно заниматься своим делом и определить свое призвание. Тут он с моим любимчиком Литваком сходится. Борис Николаевич, цитируя Буало, сказал, что у рифмы не должны быть разлада со смыслом. На этом закончили. Решили говорить на следующем занятии о Корнеле.
 
Пришла в библиотеку нашу. Сдала теорию прозы, взяла Зарубежную литературу 17-18 века. Фото автора.
А потом я, совершенно неожиданно, попала на пару по Теории Стихосложения. Я думала, что у нас прозаиков будет теория Прозы, а оказалось, что теория стихосложения и теория прозы – это один предмет, но, вести эти разные направления будут разные педагоги. И пока будет две пары про стихи. У меня было ощущение, что  нахожусь в гостях, причём таких, незаконных. Но оказалось, что это очень интересно.

Вел занятие доцент кафедры критики, Сергей Михайлович Казначеев. Очень бодрый умный и приятный дядечка. Всё так точно, чётко говорил. Интересно мне было. И он шутит в тему, и объясняет эмоционально и понятно. Дал список учебников, рассказал о том, что стихи и поэзия – это не синонимы, что говорить «стих» - это вульгарно и просторечиво. Рассказал, как нужно разбирать стихи для контрольной работы. Но прозаикам можно только прозу разбирать.

Педагог по теории стихосложения, Сергей Михайлович Казначеев, как раз рассказывает о размерах стиха. Фото автора.

И, как мне кажется, сказал он это мне, тем, про то, что - если кто хочет разобрать и то, и другое, помните, что педагоги тоже люди и им надо отдыхать. Не надо большого усердия! Хватит и одной работы. Я подумала, что буду писать о прозе, но попробую и стихи разобрать. Хоть попытаюсь, если время останется.   

Говорили о размерах стиха. Я, наконец, точнее поняла про ямбы, хореи, дактили и т.п. Только запуталась в силлабике, тонике и силлаботонике. Говорил Сергей Михайлович о то, что нужно писать так, чтобы тебя читали с наслаждением, а не будто тебя заставляют таскать тяжелые камни.  Закончили тем, что вспомнили Тредиаковского, Сумарокова и Ломоносова. Как много они сделали для русского стихосложения, и как вечно ругались, спорили и соревновались. Тоже мне титаны!

Последней парой снова было испытание. Русская литература второй половины 19 века. А почему испытание? Потому что оратор опять так говорил тихо и, я бы сказала, нудно. Если он меня сейчас читает, что вряд ли, боюсь не поставит мне хорошую отметку на экзамене. Ну, и ладно, но классный же мужик, приятный спокойный. Умный, знающий предмет. Почему такое монотонное бу-бу-бу. О ком это я? О Михаиле Юрьевиче Стояновском, который вчера рассказывал нам еще о символе в русской литературе. Тут М.Ю. победил Тарасова. У него грустнее.

Ему бы немного души в речь, предложения делать короче, не такие заумные и сложные, пара веселых историй, что делает, кстати, педагог по теории стихосложения – и всё! Он обаятельный, приятный, но сил нет слушать. Да ещё сегодня вводное занятие было. Оно же всегда непростое. Я понимаю, что не имею право такое писать. Но я хочу и хожу на лекции, я жду их, но тут еле-еле держусь, на морально волевых. Вот-вот уснёшь. А ведь тут Чехов, Достоевский, Толстой.

И я не об этом хочу писать, а о том, что услышала от педагога, но я еле записала пять страниц. И всё общие слова: «Обществу нужна была идея идей, которая помогла бы спастись всем». Но если бы я не записала, мне трудно было бы повторить. Он устал, бедненький, что ли, ему так тяжело, что мне жалко его. Жесты, мимика, тон голоса. Будто он говорит нам, негласно: «Ребята! Отпустите меня домой, а! Как я устал!» Хотя, конечно, он говорил много важного, о поисках смысла, об истине, о том, что каждый человек ищет бога своим собственным опытом. Что ты должен упасть и только вставая, мучаясь, ты можешь говорить правду о вере.

Но ... ух! Закончили на понятии о Церкви. И все были в трансе малёха. Я так и шла домой, в полусне. Ну, ничего, будем терпеть. Может, не на водном занятии будет лучше. Вон, как интересно было на символе.

Иду из библиотеки. Фото автора.
Спасибо, что доверяете мне.


вторник, 13 октября 2015 г.

Нужно общаться, а не выступать

Для меня ораторское искусство всегда ассоциировалось с выступлением на сцене, с актёрами. Представляла себе человека, который стоит на трибуне и вещает. Вспомнила, как много лет назад, сдавала экзамены по сценической речи, как играла на сцене в студенческих спектаклях. Но как-то однажды, после крика мастера о том, что я ни на что не гожусь, у меня случился зажим, и я так и не смогла выйти на нужные эмоции. Меня заменили другой актрисой. И больше я не играла, разве что позже в кино, в эпизодах. И то, если режиссер в меня верил.

Потом, на новой работе я вела презентации, школы, выступала на публике. Мне нравилось, я знала материал, обаятельно улыбалась, с удовольствием рассказывала и шутила. Сама кайфовала от того, что делаю. Вроде, научилась преодолевать этот зажим. Думала, может, это потому, что я не в спектакле. Потом снова прошло время, и я поняла, что стала одним большим зажимом, что выступать на публике не могу, хотя всё еще хочу.

Сейчас, на наших творческих семинарах в институте, по вторникам, нам нужно обязательно выйти к кафедре и рассказать, что ты думаешь о творчестве того или иного автора, своего же коллеги, который пишет и учится с тобой рядом. Давать, так называемую обратную связь. Поняла, что делаю это на морально-волевых усилиях. Выхожу, читаю замечания, хвалю, критикую с трудом, зачитываю понравившиеся и не понравившиеся куски из текста. Но не люблю ходить к трибуне. И многие у нас не любят.

Вот мне и захотелось прийти на занятие по Ораторскому искусству Московского клуба КРОСС, которое ведёт психолог Елена Борисова. Хотела понять, почему мне так страшно выступать, что за зажим идёт внутри и как с этим бороться. Порадовалась, что это интересно людям разного возраста. Например, был парень четырнадцати лет с мамой. Он рассказал о своих проблемах, не был зависим от мамы, и было видно, что хотя и тяжеловато ему с нами, с тётями, общаться, но делал он это легко. Глядя на него мне тоже было не страшно.

Кто-то пришёл «приблизиться к Высшему пилотажу» ораторского искусства, глядя, как на работе здорово и интересно читают лекции другие люди. Ему казалось, что ему что-то не достает, решил разобраться. Кто-то пришёл для того, чтобы научиться общаться с людьми более спокойно. Так, чтобы его понимали, вести диалог легко, проводить семинары и не бояться. Елена рассказывала нам о том, почему человек начинается волноваться при общении, что важно делать в тот момент, когда мы общаемся с людьми.

Оказывается, важно просто передать информацию, а не то, как мы говорим. Хотя бы передать и не зацикливаться на том, красивый сейчас у тебя голос и нравишься ли ты тому, перед кем выступаешь. Я вспомнила, что как только я не хочу кому-то нравиться, «не встаю на цыпочки», мне сразу легче говорить. И ощущение, что меня понимают и принимают. И хочется раскрыться.
 
"Нужно общаться, а не выступать", - говорит нам тренер Елена Борисова. Фото автора.
Потом мы начали практиковаться. Когда один из участников поделился своей проблемой, попробовал с нами общаться так, как он говорит со своим коллективом, сразу стало ясно, почему его приказ игнорируют. Лена заострила наше внимание на том, что, в его группе явно есть антилидер. И он, нужно сказать, есть везде. Тот, кто перетягивает одеяло на себя. Мы подробно на этом остановились. Разобрали, как выявить антилидера, и что делать, если он портит общение с другими.

Я вспомнила, что на наших семинарах и занятиях в институте есть люди, с появлением которых не хочется, не только выступать, а просто находиться в помещении, не говоря уже о том, чтобы зачитывать ему, явно не хвалебную свою рецензию. У нас нет психологов, некому особенно поддержать в момент, когда нападают. Хотя, конечно, мастер не даст устроить склоку. Но так неприятно, когда могут хлестануть словом, что «мама не горюй». Лена еще раз напомнила нам: «Мы никогда не боимся группы людей, мы всегда боимся одного».

Мы еще раз вернулись к тому, как важно чувствовать себя уверенно, держать паузы, задавать правильные вопросы, знать смешные истории. Я, как и одна из участниц, тоже не люблю анекдоты, но оказалось, что анекдоты очень хорошо держат внимание, отвлекают и переключают публику на другой лад. Вспомните, как оживляется беседа, когда рассказывают забавный случай.

Лена порекомендовала оформить подписку на анекдоты в области, которой занимается каждый из нас, например, про медиков и найти такие, какие больше всего понравятся, держать их под рукой, а потом применить вовремя. «Обязательна нужна коллекция анекдотов», - заметила Елена. Ведь шутки есть очень интересные и умные, вот и нужно научиться шутить к месту. Это только в плюс оратору.

Потом мы учились держать контакт с публикой глазами. Поупражнялись правильно смотреть друг на друга. Не сразу, но я поняла свою ошибку. Я не боюсь встречаться глазами с собеседником, но бывает, игнорирую кого-то не специально, а думая, что не нужно смотреть на всех, или немного смущаюсь. Уже сейчас я применила это, правда, пока в наблюдении за профессорами, которые читают нам лекции. Они действительно смотрят так, как нам рассказала тренер. На всех и по чуть-чуть.

Говорили про то, что лучше составлять короткие простые предложения, а не сложные и витиеватые, от которых публика может уснуть. Так же тренер поделилась с нами секретами: куда девать руки во время выступления, как справиться с волнением, как справиться с тем, кто не хочет слушать и раздражает при общении. Мне очень понравился приём «Внутренняя улыбка». И человека настраиваешь на свою волну и сам не злишься.

Потом мы снова практиковались. Придумывали короткий рассказ по правилам построения  речи. Мне давно хотелось узнать, по какому плану можно рассказать о себе, о других, хоть о чём. И вот я теперь знаю. Конечно, лучше знать тот предмет, о котором рассказываешь. Кстати, это еще одна важная деталь в ораторском искусстве – знание материала, о котором говоришь. И не нужно бояться показаться смешным, если что-то не получается, например, всё время падает ручка. Можно обыграть свою неловкость, засмеяться.

Особенно интересно, когда начинаешь пробовать то, про что говорили. И даже, когда наблюдаешь за участниками, тоже многое понимаешь про себя. Я увидела, что когда участник говорит, что он боится смотреть собеседнику в глаза, то потом, когда он это делает, то заметно, как он меняется. Становится ближе к публике, что ли. И когда говорит простыми предложениями – более красноречивее.

Когда мы проходили в институте, по Истории древних цивилизаций, Древний Рим, я представляла себе крутых ораторов, мне они казались недосягаемые, как и актёры на сцене, а теперь, после занятия у Лены Борисовой, я увидела, что я тоже могу начать говорить для всех. И не обязательно для этого знать какие-то великие тайны.

Мы уходили с занятия, и каждый говорил столько благодарностей тренеру. Пришло понимание, как говорить с подчиненными и как строить лекции, чтобы было не скучно. Я видела глаза людей, которые сияли радостью. Им хотелось попробовать. Мне тоже захотелось применить секреты ораторского искусства на практике. Уже знаю где. И, одно из зданий Лены было, заходя в метро, смотреть на людей. На всех, понемногу, учиться открывать видение. Я сделала это, оглядела всех и поняла, что держу связь с аудиторией в метро, и она меня принимала.


Когда следующее занятие по Ораторскому искусству я пока не знаю, но очень жду Тренинг уверенности в себе.
Спасибо, что доверяете мне. 

Пятый семестр. День первый.

Какой сегодня день прекрасный. Ура! Давно не виделись. У кого-то - дочке три месяца, а у кого-то -  год и девять. Кто из Италии, кто из Волгограда, из Краснодара, Электроуглей, Сергиева Посада, Москвы. Полинка красиво подстриглась. Есть о чём поговорить. Лето не виделись. Этим утром, в первый день занятий, нас было восемь смелых.

Нас с Сашкой Арсентьевой нет на фото. Мы на них смотрим. А так нас восемь. Фото автора.
Начался с истории философии. Новый педагог – профессор Зимин Александр Иванович. Становится по полочкам моё понимание мифа. Есть мифы, а есть, классические тексты, такие, которые писали Гомер, Вергилий, Гесиод и т.д. Про ветхозаветную мифологию говорили. И еще, оказывается, философия возникла только в трёх цивилизациях – Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции. Здесь знания трансформировались в науку. У шумеров, например, этого не происходило.
Педагог по истории философии - Александр Иванович Зимин. Фото автора

Философия. Фѝлео – любить, Со̀фия – мудрость. Любитель мудрости. Так называл себя Пифагор, ему и приписывают участие в названии этого термина. Говорили о вѐдах, о просветлении духа, о том, что такое беспредельное. Мне понравилась мысль профессора о том, что всё, что мы видим, окружаем – мы определяем и если убрать наши представления, то исчезнут все определения. Тогда что останется нам? Ничто. А действительность – это нечто, а не ничто. Нечто беспредельное.

Интересно всё это. Про китайскую философию говорили. Меня она очень заинтересовала. Вот почему китайцы оттачивают всегда своё мастерство, выписывают тщательно иероглифы и т.п. Потому что это у европейцев слоган: «Сотвори себя сам!», а у китайцев: «Совершенствование себя на том месте, на которое тебя поставило небо». И не важно, чем ты занимаешься, нужно везде пройти путь благородного мужа. Вот откуда китайское трудолюбие.
У древних греков - философия природы, осмысление окружающей действительности, созвучие с природой. На этом сегодня закончили.

Потом, на Современном русском литературном языке, а ведёт его теперь у нас профессор Елена Леонидовна Лилеева, мы начали говорить о морфологии. И очень кстати. Мне как раз нужно было повторить всё, что качается частей речи. И хотя, я скучала по моей любимой Татьяне Евгеньевне Никольской, которая вела этот предмет в прошлом году, Елена Леонидовна тоже круто всё объясняет. С юмором таким забавным.  И очень к месту. Например, есть слово «победа». Я что сделаю? А вот... Елена Леонидовна привела пример – «Чуду-юду я и так победю».

Педагог по современному русскому литературному языку - Елена Леонидовна Лилеева. Фото автора. 
А еще рассказывала, что происхождение грамматики обязано в чём-то ржанию лошади. И как пострадал один человек из-за этого. Они с другом ходили и спрашивали у всех, как верно говорить: «Там ржат лошади», или «Там ржут лошади». В итоге до того доспрашивались, что кто-то схватил и так хлестнул лошадь, что задел одного из спорщиков и выхлестнул ему глаз. Вот такие страдания за науку. По-моему это описано у Карамзина в произведении «Великий муж русской грамматики».

Короче, морфология – это наука о формах словоизменения. Вообще, на очном отделении она читает целый семестр про это, а нам за несколько лекций надо дать. Но она грамотно, коротко и ясно объясняет. И опять пугает, что спрашивать будет строго. Я-то знаю, на себе это прочувствовала. Она у нас вела грамматику (практику) на втором курсе. А еще, она нас сегодня первый раз назвала писателями. Видимо, надо до третьего курса дойти. Гы.

Разбирали сегодня части речи. Я уяснила, что есть собирательные имена существительные. Такие как: студенчество, учительство, листва, бабьё, старичьё, дурачьё и т.п. Да, ещё я наконец, поняла про одушевленные и неодушевленные имена существительные. Е.Л. привела пример со словом «труп», «мертвец». Ой, там еще и про карты, про кукол, про мифы снова говорили, про то, сколько родов в русском языке. Я наивно думала, что три. Так нет! Их четыре, да еще нам по секрету, для информации, Е.Л. рассказала о пятом. Ну, ваще! Мне бы не забыть.

И что еще интересно, затронули тему профессий. Как будут звучать некоторые профессии в женском роде. Некоторые – никак, или так же, как мужчины. Или типа, режиссерша, бухгалтерша, поэтесса. Но, покрасивее звучит: враг – врагиня, друг – другиня. Закончили на этом русский язык.

Потом была История Средних веков. И тут у нас новый педагог Галина Эрнестовна Медведева. Ох и быстро она читает. Но я точно уяснила, что Ришелье – крутой чувак. И Дюма нафантазировал про него в своих произведениях. Поняла, какая Франция была сильная держава, сколько раз и как непросто у них менялась власть. Жалко протестантов. Про Варфоломеевскую ночь эту злосчастную, говорили.

А еще уяснила, почему дуэли не приветствовали. Получалось, что крестьяне платили дань, отдавали свою кровь за короля, а дворяне дуэлями разбрасывали этот самый налог налево и направо. Неча, мол умирать где попало. Давайте за короля, как крестьяне.  Не хотите - в Бастилию вас и убить. Ой, там беда у них с этими королями! Династии Валуа, Бурбонов.

И чё они делили между католиками и гугенотами? Как верно, на этот раз писал Дюма о том, чем они отличаются. Гугенот поёт те же псалмы, но на французском языке. Чё делить? Вспомнили бы своего первого абсолютного монарха Франциска Первого. Он тоже крутой! Самый первый, первѐе Ришелье. Был самый толерантный и мудрый.  А мы закончили, в этот раз, на правлении Людовиков - 15-м и 16-м. И у них, кстати, таких талантов не было, как у предыдущих правителей Франции: Людовика 14-го и всех Генрихов.

В голове моей во время лекции пелись песни из фильма нашего «Три мушкетёра». Про «католик с гугенотом» и осаду Ля Рошели, о которой мы тоже говорили и которая шла почти год, и победили, благодаря большому уму военного инженера в прошлом, кардинала Ришелье, а не потому, что мушкетёры там бухали и веселились. Вообще, интересно, но сильно быстро. Тяжело усваивать.

Потом были спецкурсы. Я выбрала «Символ в русской литературе 19го – начало 20-го века». Вел проректор наш, тоже для нас новый, профессор Михаил Юрьевич Стояновский. Он нам еще студенческие билеты вручал в 2013 году, кстати. И день рождения у него сегодня был. Поздравили и принялись вслушиваться. Он начал говорить о том, что это может быть скучно и оказался прав. А я, после курса «Ораторского искусства», на котором была в пятницу,  вижу ошибки, которые у него есть.

Грустный "именинник" Михаил Юрьевич Стояновский. Фото автора.

Ну, зачем он так тихо и монотонно читает? Такой интересный материал, я много законспектировала. А он бу-бу-бу-бу-бу-бу. Но, особенное спасибо Михаилу Юрьевичу за то, что рассказал, что такое катарсис. Такое я еще не слышала. И сразу стала на Древнюю Грецию иначе смотреть. Не всё так просто там было и радужно. Но они молодцы. Держались, мужественно преодолевали страх и находили смысл в каждом дне. Вот так  они готовились к смерти - через катарсис. «Греки были честными, когда садились за пир жизни!».


За это ему прямо «спасибо, что родился»! А бу-бу-бу потому, что может, устал. Он у нас еще ведёт русскую литературу второй половины 19-го века. Встретимся еще. И спецкурс еще будет.

"Нельзя выбросить то, чего нет", - тоже какой-то философ писал в нашем женском туалете. Или философша. Фото автора.

Потом была встреча с Дмитрием Глуховским, который написал "Метро 2035". Стояновский рекомендовал сходить на неё, но я так хотела есть, что простите меня, все творцы, пошла у кафе! А потом уже не захотела идти обратно в наш прекрасный Литературный институт.

А вот и Сашка Арсеньтева. Схватилась за голову после всех лекций. Вообще, это я её на лекции последней фотаю. Фото автора.
Сессия началась. Будет до 30 октября. Как буду успевать, буду появляться и коротко писать. Если не написала, то тока к себе на стену ВК пишу. Простите. Значит, силы закончились.
День второй здесь.

понедельник, 12 октября 2015 г.

«В том-то и пакость сценария, что он сидит в бессознательном».

Наверное, когда я прекращу плакать по дороге с занятий, я буду ходить на них реже. Но это я не для того написала, чтобы понять сколько раз и зачем ходить и когда бросить, а для понимания процессов, которые происходят со мной. Вот и в этот раз,  после обычного занятия, которое вроде шло ровно и, казалось, не коснулось меня, я вдруг поняла, что я опять "в жопе".


Сделала это открытие, когда уже к дому подходила. Кааак заревела на мосту дмитровском. Ай-ай-ай! Потому что поняла, что Артём Кодзоков, тренер наш Московского клуба КРОСС, говорил это одной участнице нашей, а опять сказал мне. Про то, что столько споров и оправданий лишних я веду, про то, что "почему я так живу" и про то, что возможно чувствовали мужчины по отношению ко мне всегда. Я поняла, почему им становилось со мной душно и у меня не строились длительные отношения.

"Итс май джоб!" - Артём Кодзоков говорит нам о том, что мы не одни.)))) Фото автора.
Столько во мне детского! И это ребёнок-Анжелика, в итоге, побеждает, а ведь я взрослая женщина. Никто не говорит, что надо прекратить ей быть, но не 90% своей жизни, и не 65%, а хотя бы процентов десять. А-то получается перебор. Блин! Куда же девать эту детскость? Начать придумывать мультики? Танцевать ходить куда-нить. Или еще что-то. Надо подумать. Я не хочу, чтобы моя детскость пропала, но и не хочу, чтобы она появлялась, где не надо. Особенно всякие взбрыкивания, сильные эмоции, необдуманные поступки.

Мы на нашем занятии "Система М.Е. Литвака в действии. Как выйти из сценария и начать жить", как раз, много говорили о том, как выйти из сценария - ситуации, которая постоянно повторяется  в жизни. Сейчас я вижу, что нужно делать, чтобы выйти, но бывает сложновато вспомнить вовремя об этом. Особенно когда нужно быстро отреагировать на событие. Потому что, годами делала одно и то же. Вот и выходить из этого состояния получается не сразу. По-моему, работа над собой - это уже не роскошь, а необходимость. Я хочу так отработать технику общения, чтобы она тебе помогала и я, само собой, "на автомате" могла грамотно отвечать на уколы и быть спокойной.

Вот к тому, например, кто владеет карате, не подойдут хулиганы, потому что уже  за километр чувствуется, что этот чувак может себя защитить. Вот и я хочу так же уметь общаться. А то сейчас столько оправданий в общении и недовольства собой. Хотя, вроде бы, как говорит Артём: «Менять себя не суперсложно, нужно просто поступать по-новому». Но всё же, частенько смотрю в конспекты занятий и в книги Михаила Ефимовича, потому что возникают проблемы, когда начинаешь делать то, что не делал раньше. И понимаю, что многое не понимаю еще. Точнее, может, я наваливаю на себя тяжелый груз. Нужно понемногу хоть решать свои проблемы.

Потом мы говорили о детях. А действительно, моя дочь – это, конечно, моя дочь, но у неё есть свои собственные мысли и она не обязательно должна быть похожей на меня. Зачем я вечно хочу: что Лиза много читала, не любила так сильно вещи и внешность, и ходила в КРОСС. Она мне сказала как-то: «Мам, у меня всё в порядке, мне не надо этого!» Имеет право. Нужно быть готовым, что люди могут сказать то, что нам может не понравится.

Я еще раз вспомнила про то, когда мы хотим что-то сделать, получить нужный ответ, нужный предмет, мы часто бывает не готовы к отказу.  Нужно, как говорит Михаил Ефимович, ставить программу максимум, в которой у нас всё получается и программа минимум – это потренироваться. Вспоминаю, что когда не получается, раньше я психовала и всё бросала. Сейчас я делаю вывод, что потренировалась, получила опыт. Если под рукой есть дневник, прописываю, что делала не так и думаю и как поступлю в другой раз.

Ведь так часто и после десятого раза мы не делаем выводы. И поэтому ходим по кругу. У писателя Хорхе Букая есть стихотворение по этому поводу. Называется «Осознание». Мне оно очень нравится. И когда себя меняешь, многое начинает меняться. Почему-то. Это не мистика. Это причинно-следственная связь. Как делали до этого, такой и результат имели. Начали поступать по-другому, появился новый результат.  

Мы снова говорили о проблемах участников, которые делились ими очень откровенно. За что спасибо им большое. Потому что это очень ценно для всех. И когда мы снова и снова проговаривали и находили выход, я с каждым разом, всё точнее и точнее, закрепляла для себя, казалось уже слышанные ранее понятия.

- У тебя два прекраснейших тренажера – мама и бабушка! Какие они подарки дарят тебе своим общением. С ними справишься – с другими будет легко. Только практика, - подбадривал тренер одну из участниц. И я тоже понимала, что нужно учиться общаться с близкими. Ведь ты никуда не уйдёшь от общения с ними. Вот и нужно научиться это делать грамотно. Я потренировалась в прошлый раз, позвонив маме и поговорив с ней. У меня получилось. Но сейчас, общаясь с теми, кто рядом, ухожу в какое-то ворчание, лепет, обругивание себя, оправдания. Я понимаю, что не сразу еще придёт понимание и изменение. Но надо делать это, менять себя.

Я пока еще хожу по кругу, но теперь точно знаю, что выход есть, и я научусь общаться. Как говорит Артём: «В том-то и пакость сценария, что он сидит в бессознательном». Вообще, он сегодня какой-то особенно уверенный и лёгкий, и хочется ему верить еще больше. Да, это тоже моя проблема – верить человеку. А сама-то люблю, когда мне доверяют, но часто сомневаюсь в людях.
Тренер Московского клуба КРОСС, Артём Кодзоков. Фото автора.
Потом говорили о ревности. Я думала, что это мне не свойственно вообще, но когда начали вытаскивать детали истории участницы, я увидела и свою большую детскую позицию по отношению к мужчинам. В момент разговора участница осознала, что у неё давняя ревность к папе, по отношению к другим детям (а их в семье много), и в отношении к маме. И заодно она поняла, почему сейчас ревнует своего молодого человека.

«Мужчине нужна женщина. Дочку он сделает», - может кому-то и режет слух, но до меня, наконец-то, дошёл смысл сказанных Артёмом слов. Действительно, мужчине нужна равная партнерша. Нужно повзрослеть. Девочки, милые, нужно повзрослеть. Снова те же грабли. Когда-то я найду им применение.

Потом мы начали говорить о том, почему у одного из участников проблемы на работе, докопались до того, что нужно разбирать его взаимоотношения с папой. До причин проблем участники доходили с помощью психолога. Но так приятно было понимать, что они сами осознавали это. И как здорово слышать: «Аж, мне легче стало!» или «Я решила – а можно поменять проблему?». Вот так, на ходу, меняли проблемы и решали их. Потому что, осознав и проанализировав, нашли причину и начали думать по-другому. 

Потом, когда начали говорить об устройстве на работу, выяснилось, что рядом сидят представитель кадрового агентства и тот, кто ищет работу. Они обменялись телефонами и уже на занятии рассуждали о том, какое правильно подавать резюме и что делать. Заодно вспомнили книгу Виктории Чердаковой «Как найти хорошую работу и хорошего работника». А еще одна участница рассказала, как она, приехав из Хабаровска, сразу, по методике Виктории, нашла работу в Москве и успешно трудиться уже три года.

Потом разбирали проблему непринятия в коллективе. И я вспомнила, как меня байкотировали в разных новых школах, в которых я училась. Было неприятно. Вот и у одной из участниц такая проблема, только уже на разных работах. Тренер дал ей задание написать письмо обидчикам. Решили разбираться на следующем занятии, что за чувства у неё остались и что нужно понять.
Вообще, "нелёгкая это работа - из болота тащить бегемота". Но, продолжаю я.

Следующее занятие по системе Литвака у психолога Артема Кодзокова, как всегда по четвергам. А еще, в эти выходные приезжает Михаил Ефимович Литвак.  И в субботу бесплатное четырёхчасовое (!) занятие по введению в систему Литвака. А еще, по пятницам проходят Группы личностного роста, которые проводит прекрасный психолог клуба КРОСС Елена Борисова.

 Спасибо, что доверяете.

Ругается, но продолжает путь

Дорогие мои!  Хочется, чтобы вы все были дорогие и очень дорогие: в прямом и переносном смысле. В семье, в делах, на улице, дома, сами с соб...