Буду
покороче писать, чтобы успеть хоть немного сказать.
Еще
раз сегодня утром порадовалась тому, что перед ЛИТом теперь есть пешеходный
переход. Я не очень понимаю, кто распоряжается и их устанавливают, но
думаю, откуда-то сверху. Приятно, что подумали о нас.
Ура пришла, ура девчонки.
Первой парой новый предмет уже известного нам с первого курса Виталия
Григорьевича Сиромахи. Он
перенес операцию в прошлом году и говорит с приборчиком специальным. И, дай ему
жизнь, здоровья! Он молодец. Такой сложный предмет нам читает, но так он
это интересно делает. А называется наша
первая пара – История русского литературного языка. Это привет от старославянского
языка и исторической грамматики. Мы, конечно, их вспоминали не раз.
Прекрасный Сиромаха! Фото автора. |
Говорили
о мёртвых и живых языках. И это не те, на которых говорят или не говорят. А те, в
которых происходят или не происходят изменения. Например, церковнославянский –
мёртвый. Там уже не меняется ничего. Говорили про то, что литературный язык это не от слова "литература", а от слова litera
–
то есть буква. Есть человек грамотный образованный – homo literatus, и необразованный человек
– homo
rustikus.
Виталий Григорьевич ушёл, а слова остались. Фото автора. |
Виталий
Григорьевич сегодня много говорил о нормах языка. О том, что норма - это всегда процесс
сознательный, что она как бы навязывается, что это «результат сознательного
воздействия социума в целом или индивидуума в частности». Если сравнить с
диалектом - тот живёт, как сорная трава. Нет никакой нормы у него. "Люди
говорят, как птицы поют", - заметил педагог. Вспомнили так же, что у детей тоже своё восприятие языка.
Они могут сказать «едьё», «подстригашка». Такие вот у них свои ассоциации с
едой и парикмахерской. Что чувствуют, то и говорят.
Предмет этот непростой. Сейчас вот перечитываю конспект, и понимаю, что многое тяжело
принимается. Хотя, Виталий Григорьевич интересно рассказывает. Ему самому
нравится то, что он делает. Он увлечён, это видно. У меня после его лекций
всегда ощущение, что я тоже могу попытаться овладеть языкознанием и ещё - он спокойно принимает полёт любых наших мыслей. Можешь предположить, высказать, он не
осмеивает.
И ненавязчиво экскурс в историю даёт. Почему, например, язык начал меняться и когда. Сегодня я, работающая в культуре всю жизнь, узнала, наконец, как переводится слово «культура». Culture – от латинского, обработка почвы. А второе значение – просвещение обработка. Мне нравится. Сейчас подумала, что культурно-просветительное училище, это неграмотное название, получается. А училище культуры, будет точнее.
И
еще мне было интересно то, что когда человек уезжает в эмиграцию, то язык там застывает.
То есть, важно, чтобы рядом были носители языка и побольше их, а не просто узкий
круг. Чего-то я не хочу надолго уезжать из России. Хотя, фиг его знает, я не
была еще нигде.
Следующей
парой - Зарубежная литература 17-18 веков, вел её профессор Тарасов Борис Николаевич.
Теперь я точно могу сказать, что в хит-параде на самого нудного лектора этого семестра и пожалуй всех лет обучения, победил
он. Уверенно лидирует, с большим отрывом. Он всех нас ввёл в свой транс. Ну, вот
же способности у человека?! Нет слов добрых. Нет. Сегодня ждала завороженных рассказов о Корнеле, Расине. Все
ждали. Не дождались. Как тут не вспомнить прекрасного Станислава Бемовича Джимбинова, который читал античку. От него аж искры летят, как увлечённо рассказывает.
А тут - опять
всё тоже. Приходит, как барин. Обязательно кто-то должен сгонять, принести
журнал и расставить галочки – были не были. Да! У нас новшество. Сейчас строго
следят за появлением на лекциях. Правда, нас, вместо 31го человека, так и ходит восемь-десять. Да по фиг! Главное, я пришла. Гы. В остальных верю, умные люди, найдут,
что делать! А вообще, спасибо всем, кто со мной. И мысленно и рядом.
На зарубежке же у Тарасова опять началось: «Кто такой Сид? А Федра?». Опять с наездами, опять тихо и
монотонно. Предложения длинные. Еле успела записать третью часть одного
предложения. Вот она: «Чересчур педалируются те самые элементы, на которых основана
позиция, которая …» Я не успела понять какие элементы, и на чем они основаны, и что за эта самая позиция. Очень длинное и заумное предложение. Ну, как пробираться сквозь
него? Одну часть пока скажет, пока её поймёшь, а у же вторая пошла, а там третья.
А с виду - приятный человек и вещи говорит умные. Фото автора. |
Не,
я записала, почему Ришелье запретил пьесу Корнеля «Сид». Но, не успев понять,
что речь шла об этой пьесе, мы, "без объявления войны", перешли к другой пьесе «Гораций».
Когда это произошло? Верх нудизма (у меня, это когда нудят много). И уже объясняя пьесу
«Гораций» я услышала знакомое слово: «Август». Думаю, о чём он, о ком он? Скорее в методичку. И точно, это пьеса то го же Корнеля - «Цинна, или милосердие
августа».
Еле
усевала понять. Одно поняла, что все эти чуваки, ну, герои пьесы, нарушали законы природы.
Это уже я анализировала по психологии, слушая Б.Н., потому что иначе я спала
бы, что и пытались делать некоторые мои однокурсники. И я их понимаю. Короче,
еле написала пять страниц лекций, кое-как дождалась конца. С радостью достала из сумки
творожок с фруктами, семечками и какао, который принесла с собой и похомячила. Заочников не
кормят в столовке нашей. Вот так от. Ну и ничего, я с собой ношу.
Наши студенты меня печеньем угощали и кофе. Прорвёмся. Тем более, господина Б.Н.
сегодня не будет уже.
Как-то нам надо отрываться. Студенты Литинститута. Ё! У нас есть полчаса до следующей пары. Фото всех нас - кто держал тел, кто нахимал, кто показывал,куда жать, кто просто верил. |
Третьей
парой была История Философии и вёл её уже известный нам профессор Александр
Иванович Зимин. То ли после Тарасова, то ли оттого, что материал был сегодня не
простой, и его было много, но было тоже тяжеловато. Но он хоть громко и чётко
рассказывал. И тоже видно, что на месте человек, любит свой предмет.
Наш философ - Александр Иванович Зимин. Фото автора. |
«Называли
Со̀фией, стали называть Филосо̀фией, интересно, почему?» - начал А.И. Плавно
перешел к мудрецу Фалѐсу, тому, кто точно стоял у истоков философии и был во
всех списках, которые находили учёные, когда уточняли, кто занимался
философией. Он был одним из семи первых мудрецов. Умел считать, предсказал затмение
Солнца. Но это не делало его философом. А вот то, что он озаботился тем, что же является порождением начала всего существующего, вот это и сделало его
философом.
Мы
говорили о Милетской школе философии, о стихиях - воде, огне, воздухе, о Космосе и хаосе. Космос –
это организованная природа. Мне понравилось это утверждение. И еще то, что «Всё,
что нас окружает, мы знаем, как определённое нами в результате нашего
взаимодействия с ним. Если мы его не знаем, то мы его и не определяем.
Исключаем из нашей жизни».
К
определенности мы придем тогда, когда мы начнём упорядочивать неопределённое.
Мы говорили о Гераклите, О том, что он считал, что знания в постижении того,
что всё едино и что нужно уметь быть способным видеть общее состояние вещей.
Еще говорили о Пифагорейской философии, о Пифагоре, о его математическом
походе, об интересе к числу, о том, что ему удавалось «услышать музыку Небесных сфер».
И
еще мне было интересно, что во времена Пифагора основа образования состояла из
семи основных свободных искусств: арифметика, геометрия, астрономия, музыка,
грамматика, риторика, диалектика. Потом
говорили об Италийской школе философии. Там был Эмпедокл и элейцы. Закончили на
строчках: «Сила любви и сила вражды». Продолжение в понедельник.
Четвертой
парой был Современный русский литературный язык. Вела его профессор Елена
Леонидовна Лилеева. Мы продолжили разбирать раздел «Морфология», и сегодня остановились
на теме «Склонение прилагательных». Ё-моё, тут склонения не такие, как в школе
и вообще, падежей в научной грамматике десять, как говорит педагог! Склонения у прилагательных
определяются по существительному, с которым оно сочетается. Разобрали типы
склонения, категории, разряды.
Неунывающая Елена Леонидовна. Спасибо вам за то, что верите в нашу грамотность. Фото автора. |
Вспомнили наши любимые склонения существительных. Что правильно говорить:
помидоров, апельсинов, килограммов, и т.д. Еще, верно сказать – я живу в Люблине, а не в Люблино, как привычней,
вроде бы. Ну, если кто сейчас не понял, о чём я и что такое
Люблино, ну и ладно. Для вас пример другой. Например, слово "добр" звучит более
категоричней, чем слово "добрый". Так же, как "глуп", грубее, чем "глупый". И
это важно, когда ты пишешь диалог, например.
Вообще, там так много всего, в
этих разрядах прилагательных. Качественные, притяжательные, относительные. И
окончания не перепутать и их друг с другом. Например, "душевная рана" – это относительный
разряд, а "душевный человек" – качественный. Вот как не спутать? Ой, тяжёлый
сегодня день. Краткая форма прилагательного мне еще далась и хорошо, что был
звонок. Я больше не могла воспринимать ничего.
И на «Психологическое айкидо» уже не пошла сегодня. В другой раз. Вообще, на этой сессии
очень хочу спать. Октябрь что ли? В октябре у нас еще не бывало сессии. Пойду
спать. Всем добра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий