Первые сильные колючки гнева я почувствовала
где-то в январе. А всю прошлую неделю я думала, что сейчас бы как дала по башке
тому, кто рядом! Уф! Мне кажется, я взглядом сметала ненужное! Было состояние,
которое я условно называю "Анжелика в гневе". Я дергалась, срывалась,
психовала, нервничала. Всё было не по-моему. И как же это состояние разрывало
меня, портило все, чего я добилась. Мои маленькие победы не радовали.
Даже на земле находила всякую хрень. И трещины, и скользко, и выбоины. Москва, блин. Фото автора. |
Начала просто записывать слова, диалоги и
дела тех, кто говорил и делал что-либо и бесил меня. Ведь я понимала, что это
все цепляет именно меня, что это мои проблемы. Это ведь я терплю, терплю,
терплю, потом срываюсь на другое, на других, на «просто слезы». И ведь это меня
мучало и очень мешало. Конечно, мой сценарий выползал наружу в самый
неподходящий, и казалось бы благоприятный для меня, момент. Особенно ярко во
мне вдруг проявился перфекционизм. Мое ожидание по отношению к людям, к дому, к
еде, к улице, к мыслям ученых мужей и т.д. Я очень хотела, чтобы всё было
по-моему!
Конечно, это основывалось на моем требовании к себе, моем стремление к совершенству. В моем мозгу шла постоянная цензура по отношению к себе. И потом за этим шло требование того же от других. И я попала в такой - «Они» и «Я» минус!!!
Конечно, это основывалось на моем требовании к себе, моем стремление к совершенству. В моем мозгу шла постоянная цензура по отношению к себе. И потом за этим шло требование того же от других. И я попала в такой - «Они» и «Я» минус!!!
Например, не понимала, почему человек спрашивает меня нужную ему точную информацию, я вспоминаю её, нахожу, говорю ему, аон тут же говорит, что «ладно, сейчас не надо», что он потом у меня спросит, ему сейчас неудобно видите ли записывать. Да, что он за м…дила, за такой?! Да, не буду я её ему потом говорить, мне снова надо тратить время и энергию. А я могла в этот момент что-то придумать, писать. Человеку так легко про меня думать, мол, да ладно, она же не откажет. Я бы, на его месте, сразу взяла блокнот и записала. Ведь это мне нужно и это я спрашиваю. Почему человек посчитал, что может так использовать мое время. Я разрешила.
Или, в метро, при переходе через турникет, который меня «не пустил», «сожрал» одну поездку, мои деньги. И пришлось снова тратиться. Злюсь. Заорала на все метро: "Козлы!" Слава богу, что сразу же посмеялась над собой. Хорошо, хоть до меня дела никому нет, а если бы я это сказала в древние времена, когда каждое слово было значимо или на зоне, где этот сленг подразумевает сильную грубость? Отвечай, Анжела, за базар.
Ну, очень много всего раздражало меня на этой неделе: громкое переговаривание студентов во время прекраснейшей лекции педагога, обувь соседа, которую он ставит прямо у входа и ее так много, что я пятый месяц, каждый раз, когда иду к дверям, спотыкаюсь и чуть не падаю. Продавщица, которая вместо мандарин пробивает мне апельсины, которые стоят дороже, моя одежда, на которую я до сих пор умудряюсь ставить пятна, написанный и кропотливо набранный и собранный мною материал, вдруг не сохраняется в Ворде.
Вот сейчас включила канал «Культура», идет передача с моим любимым режиссером Сергеем Мирошниченко, но в программе написано, что должна быть встреча с Александром Домогаровым. Обман. Я же ждала ту программу, но повелась, поверила и не включила во время. Ну, я закруглюсь на этом, а то лопну!
А тут еще по три экзамена в день, несколько дней подряд будет. Фото автора. |
Всем этим я отравляла свою жизнь. Конечно,
я понимаю, что это неоправданные ожидания, мания величия и неверная убежденность
в том, что я всё могу, желание, чтобы меня увидели, признали. И важно, чтобы
получилось идеально. Иначе - всё не так, не тот результат, всё насмарку. Я
думала, что освободилась от этого, ан нет. Наверное, поэтому я не хочу пока
говорить с мамой, потому что она всегда найдет плохое, а мне итак плохо. Вот
наш последний диалог:
- Чё делаешь? - мама.
- Ем конфеты, - я.
- Чё это ты конфеты ешь?!
- Так хорошо же (закипаю), не какашки ведь.
- Ну, ты скажешь?
- Ну, да, перебор.
Ей не нравится, что я ем, потом ей не
нравится, что я ем не то, потом она говорит, почему я не ем. И я понимаю, что и
мой сценарий идет от мамы тоже (вечное недовольство, не давать себе радости). И
она-то не осознает, когда говорит «Чё это ты ...». И тут с успехом можно
подставить любое слово. "Чё это ты … поёшь, молчишь, мне не звонишь, так
долго не берешь трубку, так быстро взяла трубку...». У нас с ней даже было «Чё
это ты меня любишь?».
Она сильная, моя мама. И несчастная, хотя очень счастливая. Она не хочет это осознать. Но я не о ней. А о том, что и я этот мамин гнев и недовольство никак не могу отпустить. Раньше у меня такие вспышки гнева были очень частые, я потом уходила в сильную депрессию, начинала пить спиртное, встречалась с какими-то непонятными людьми, которые меня уводили еще в больший раздрайв.
Она сильная, моя мама. И несчастная, хотя очень счастливая. Она не хочет это осознать. Но я не о ней. А о том, что и я этот мамин гнев и недовольство никак не могу отпустить. Раньше у меня такие вспышки гнева были очень частые, я потом уходила в сильную депрессию, начинала пить спиртное, встречалась с какими-то непонятными людьми, которые меня уводили еще в больший раздрайв.
Теперь же, с появлением КРОССа в моей
жизни, я занята любимым делом, анализирую, записываю, наблюдаю за собой и вижу
очень хороший результат этого же самого состояния. Оно появляется и длиться все
реже и реже и я сама могу остановиться. И не просто себя сломить и заставить не
злиться, а понять, почему я сейчас чуть не выкинула телефон в окно и готова
порвать новый, только что так долго вязавшийся мною шарф, который я зацепила
случайно за сумку своей однокурсницы. Ведь когда читаешь дневник, или пишешь,
вдруг находит прозрение, потому что осознаешь уже чаще, что это во мне та,
капризная девочка из детства, которая, возможно мотала маме нервы, просила
что-то немедленно, хотела, чтобы все было красиво, четко, точно так, как она того
хочет.
А тем не менее, вон как весело у нас на курсе бывает. Беременная Катька. Фото автора. |
И ведь этот детский каприз творит теперь
взрослая тетя. Да не поменяю я мир, возможно никогда. Вот, видите, я еще сомневаюсь. И продавец в
магазине, которая меня обвешала, сделала это случайно. Она там так замотана,
что ей не до меня совсем. А проходя через обувь соседа, можно уже быть готовой,
за пять-то месяцев. Или сменить соседа. И не обращать внимание на разговаривающих громко однокурсников, а если не пойму, подойду и спрошу потом у педагога. Ну, спутал
редактор, который писал программу передач на «Культуре». Имеет право. Мы –
люди. Не надо создавать себе идеалы. Все равно не получится сделать всё.
Я много думала, искала ответ. Как быть.
Казалось, что опять все плохие и как вырваться из состояния гнева и зла вообще?
Мне очень помогли статьи Карен Хорни и Галины Китаевой «Откат назад», где
написано, что надо быть готовым принять себя с затруднениями, прекратить
обвинять, критиковать других и себя, не обязательно быть героем, нужно уметь отказывать
другим, не чувствуя вины или раздражения, потому что моя работа более важная. Принять
себя такой, какая есть.
Вот такая я реальная. Могу разговаривать с
турникетами, с комнатой, с бумагой, с компьютером. И вообще, когда снижаешь
претензии, темп, то тут же, будто пропадает пресс, который давил и заставлял делать
лишнее, сравнивать. Делать лишнее – сейчас поясню. Я вот иногда
делаю то, что пока не надо, заранее как бы или без перерыва, без отдыха. Можно
и не делать. Часто выяснится, что это не нужным станет или что можно и
позже сделать. А сравнивать – это про стандарты, правила, про сравнение с идеалом,
с другими. Ведь и я могу быть чьим-то стандартом. Почему же я вечно хочу себя сделать какой-то другой? Да, меняться, расти над собой необходимо, но каким способом.
Нервным срывом, бессонницей и т.п.
А сегодня, проснувшись утром, я осознала, откуда еще «ноги растут» у моего гнева, и внутреннего и внешнего дискомфорта. От желания быть жертвой. Это привычка, испытывать неудобства, поныть, ощутить ужас, получить «говнеца», устроить проблемы. Мне нужны эти дёргания. Неосознанно. И ведь я прошусь на «Побейте меня», соскучилась без состояния жертвы, вот в чем дело.
Как это так, проснуться и просто радоваться. Ведь обязательно будет всё не так. Ведь без преодоления трудностей я не чемпион. Но, оказывается, просто спокойно идти, не хотеть всё и сейчас, принять то, что автобус может опоздать, что как клёво, когда я пою и танцую не на сцене, а дома на кухне, готовя кашу. Как сказала наш педагог по старославянскому языку: «В науке всегда так – надо смириться и идти медленно. Понемногу накапливать информацию»
Хорошо, что есть вы, есть мое дело, и что я, как кот Матроскин «всё чаще замечаю, что меня как будто кто-то подменил». Как писала мне недавно в письме Галина Китаева: «Раз и навсегда победителем не станешь. Это - ежедневный труд, порой нудный. Ежедневный выбор. Каждое утро - все снова. Это как зарядка - что б здоровым быть, надо делать каждый день». И что плохое, оно тоже будет, и это нормально, но акцент! Вот что важно. На что я делаю акцент!
Этот парень так наяривал на этих коробках! Я позавидовала его жизненной стойкости. Фото автора. |
На этой же неделе произошло много хорошего. Хочу
поделиться, что испытала особую радость за Михаила Ефимовича Литвака и за себя. В
институте, на лекции по античной литературе, наш педагог Станислав Бемович
рассказывал о римской литературе. И привел слова Овидия о любви: "Ни с
тобой, ни без тебя жить не могу!".
А я вспомнила, как Михаил
Ефимович читал и писал слова того же Овидия и сказала, что есть еще вариант:
- Делом займись и делу уступит
любовь!
Педагогу так понравилось, он
удивился и переспросил:
- Это Овидий? Ну, вот и еще один
выход от несчастной любви. Дело.
Смеется.
А еще, в работе по
литературоведению, я выбрала тему «Научный роман», где написала о КРОССе, о Литваке,
о Галине Китаевой, о книгах наших кроссовцев. И получила зачет и рецензию
преподавателя: «Это не теоретико-литературная, а скорее психологическая работа.
Вы представляете новую форму, и, естественно, увлеклись пересказом. Благодарен
Вам за новый материал, с которым я познакомился». А он непростой дяденька, мог и
зарубить. Приятно.
И вот ещё - сдала
работу «Быт древних славян» по славянской филологии. Ещё одна обратная связь
от педагога: «Работа интересная, живая, эмоциональная. Введение и финал весьма
оригинальны и любопытны; автор демонстрирует достаточно необычный подход к теме.
Кроме того, работа, отличается глубиной, информативностью, четкостью и логикой».
Вот это последнее слово мне было важнее всего. Это же вообще не про меня было еще года три назад. Такой человек, как Галина Юрьевна зря не скажет. И я
начинаю верить в себя еще больше, в людей. Понимаю, что все усилия мои не зря.
Такая милая наша проходная в Литературном. Все хорошо. Фото автора.
В рассказе Василия Шукшина «Алеша бесконвойный», герой,
сидя у своего дома, перед баней, делится:
«Нет! Жить, конечно, имеет смысл. Другое дело, что мы не всегда умеем... Но вот бывает; плохо с утра, вот что-то противно, а выйдешь с коровами за село, выглянет солнышко, загорится какой-нибудь куст тихим огнем сверху... И так вдруг обогреет тебя нежданная радость, так хорошо сделается, что станешь и стоишь, и не заметишь, что стоишь и улыбаешься... Последнее время Алеша стал замечать, что он вполне осознанно любит. Любит степь за селом, зарю, летний день... То есть он вполне понимал, что он - любит. Стал стучаться покой в душе - стал любить. Людей труднее любить, но вот детей и степь, например, он любил все больше и больше».
Благодарю нашего литератора Игоря Ивановича за то, что сказал про этот рассказ. Он забытый какой-то и не найдешь его сразу.
Вот так я осознала, что мне мой гнев якобы нужен, я к нему просто привыкла. Буду отвыкать. Хотя, не думаю, что он уйдет совсем. Спасибо, что дошли со мной «до Берлина». Бонусы – список фильмов.
До новых встреч.
P.S. Рекомендую посмотреть – «Дорогой Джон», «400
ударов», «Волшебная страна», «Гениальный папа», «Материнство», «Баария», «Терминал»,
«Правосудие волков», «Лучшее предложение», «Идеальный мужчина», «Жизнь других»,
«Три дня на побег», «Чтец», «Человек, которого я люблю», «Боевой конь», Леха
онлайн»(док.ф.), «Воспоминания неудачника», «Последнее лето в Бойте», «Проблески
надежды», «Нежное милосердие».