воскресенье, 13 октября 2013 г.

Мои университеты. Часть 10. Заключительная.

Начало истории

Вот и пришел этот день - 22 июля. День последнего экзамена. Это было творческое собеседование. Начинала я в Литературном и заканчиваю тут. 

В самый первый день, после консультации, я сделала такую таблицу, чтобы не запутаться и понимать, куда я двигаюсь. Вот она. Сейчас все пункты зачеркнуты и все уже позади.

 Этот блокнот подарили мне в Серовском отделением Российского Красного Креста.Фото автора.
Тех, кто поступал на прозу ждали на собеседование к 14.30 ч., но придя в институт к этому времени, мы увидели, что еще и поэты (они были перед нами) прошли не все. Бедные преподаватели, которые вышли на небольшой перерыв, выглядели так, словно это мы их там экзаменуем, а не они нас.

Абитуриенты, сидевшие в ожидании в 23-й аудитории, тоже были какими-то замученными. Никто ни с кем особо не разговаривал. Так, островками шептались и будто все были во вражеских лагерях, Ой, не люблю я этих недомолвок. Я познакомилась с девушкой по имени Алла, и мы с ней тоже тихонько переговаривались. Одна парочка абитуриентов, пришедших на самый ответственный экзамен даже была, что называется "выпимши". Забавно, такого пофигизма я еще не встречала.  Нда...



Вот так мы сидели и ждали своего часа. Фото автора.
Я посчитала народ по головам, как учила меня Татьяна Андреевна (наш главный редактор) - 35 человек получилось. Если даже по 3 минуты на каждого, то 105 минут. А если больше? Охо-хо! А что переживать, я взяла с собой воды, два бутерброда и по дороге купила "Юность" и "Литературку".


Когда ждала, то представляла себе большую аудиторию и нависающих на меня профессоров. А когда меня пригласили, я сначала немного занервничала, а потом, увидев обычный небольшой кабинет и овальный старинный и домашний стол, а вокруг него уставших педагогов, почему-то успокоилась.

Они были какие-то свои. Напротив меня сидел ректор, Борис Николаевич Тарасов, это я знала точно, потому что накануне посмотрела сайт. И поскольку моя любимая тетушка Маша всю жизнь носит эту же фамилию, я как-то само собой подумала, что мы - родня. Чуть вдалеке сидел и читал, по-моему "Литературку", Сергей Николаевич Есин. Он тоже уже был свой человек. А как-же? Он провел нам консультацию и был с нами на экзамене по творческому этюду.

Меня спросили откуда я. Этот вопрос всегда ставит меня в тупик. Иногда я думаю, что из Италии, иногда из Америки (никогда там не была), потом вспоминаю, что родилась в Тюменской области и прожила много лет на Урале. Но, как-то нет у меня одного моего места... Но раз я приехала поступать из Серова, то решила быть серовской. 

Сказала об этом и о том, что работаю корреспондентом в газете "Глобус", пишу про культуру, про театр, про людей. 
- А что там у вас ставят, в театре? - спросил ректор.
- Да вот, "Самоубийцу" Эрдмана недавно ставили и "Дело чести" по пьесе немецкого драматурга.
Как мне тогда показалось, все одобрительно кивнули. И тут я  выдохнула. Чувствую, что мне просто хорошо. Примут, так примут, а нет, так будет что вспомнить.

- А что вы любите читать, каких писателей?
- Распутина люблю, Шукшина, Чехова, Довлатова, Сомерсета Моэма. А еще, вам наверное не понравится, Гришковца. Ой, много разных авторов. И давай читать кусок из прозы Распутина, который еще с училища культуры помню.
- Это концовка из "Живи и помни", когда Настёна плывет в лодке, - услышала я Сергея Есина, и сердце мое растаяло. 

Я так давно не говорила с теми, кто хотя бы слышал про это произведение, не то что читал. Ректор спросил у какого-то мужчины, который сидел с большой стопкой бумаг, по левую руку от меня:
- Ну, что скажите (назвал его по-имени, по-моему Александром?)... по-поводу прозы?

Этот приятный, улыбчивый и светловолосый мужчина ответил вроде, что работа у меня искренняя и интересная, герои - такие шукшинские "Чудики", речь персонажей очень живая, образная. И этюд тоже ему понравился. Он сказал, что там довольно точное попадание в тему и что это творческая удача автора.

Каким-то внутренним чутьем поняла, что это мастер, который набирает курс. К своему стыду не знала, кто в Лите делает набор на прозу и к кому лично я иду. Он понравился мне. Не только потому, что никогда профессионал, да и вообще никто, не говорил мне столько теплых и добрых слов про мое "литературное творчество". Просто он, с виду, какой-то приятный, и принимал меня со всем моим бредом.

Ректор спросил  у присутствующих, есть ли еще вопросы ко мне. Вопросов не было. Мне только сказали: "Приносите оригинал!". Я кивала, говорила "спасибо" и была счастлива! 

Вышла из аудитории, пошла к выходу и почему-то захотела обратиться к оставшимся. Я развернулась, показала им  кулак, в духе "Но пасаран" и пожелала: "Ну, давайте тут, взорвите танцпол!" Все дружно рассмеялись и немного ожили. Видимо перенервничали что ли? 

А для меня уже закончились испытания и это было действительно всё. Я сдала все экзамены. И даже если ВГИК меня не примет, здесь меня уже ждали. 

А пока метро, автобус, Королёв.


В метро танцевал какой-то дядька -"взрывал танцпол". Может, ему тоже сказали сегодня: "Несите оригинал!". Фото автора.
23 июля я узнала, что получила 90 баллов за собеседование. Что говорить - я была довольная! А 24-го июля я заболела, да на целую неделю. Позвонила в Литературный, уточнила, до какого числа успеваю принести документы. Голос моей знакомой "приемной матери" Оксаны Павловны Лисковой сказал мне, что до 9 августа я спокойно могу продолжать болеть. 

Посмотрела интернет - во ВГИКе я была на 15-м месте из 20 набираемых туда. Начались муки выбораИ если бы у меня было хотя бы 60 тысяч рублей, я бы смогла учиться там. Я узнала потом, что и за плату попасть туда было непросто. Я взвешивала долго. Но поняла, что просить денег я ни у кого не буду, и пойду учиться туда, куда меня берут на бюджет, а это был Литературный институт им. А.М. Горького. Мне было очень тяжело выбирать, ведь я хотела в кино. Я люблю кино. Но и книги я очень люблю. 

Еще одним аргументом за ВГИК было то, что там была атмосфера сумасшествия и дурости. Хотя "ярмарка тщеславия" там тоже шла полным ходом. А пафосу я нахлебалась.

Литературный же "пошел" ко мне легко, я не делала на него ставок, я не особо хотела туда попасть, я зачем-то помнила слова одной знакомой, написавшей мне в ФБ: "Лит - это глупая глупость!". Но я чувствовала, что раз он идёт ко мне, я не могу не ответить взаимностью. Тем более, что место-то какое, с такой историей, с такими людьми. Они не пафосные, не кричат и не кривляются, они настоящие! Я сделала выбор и не жалею об этом.

Сейчас я студентка Литературного института, у меня была уже первая сессия. 
Мастера моего зовут Александр Александрович МихайловВпитываю каждое слово педагогов. Мне кажется, что этот ВУЗ придумали для меня. Не знаю, кем я стану после него (учиться-то, как на хирурга - 6 лет!), но мне нужно это образование.


А вот и мой студенческий билет. Когда проректор Михаил Юрьевич вручал мне его, он сказал: ""Чтобы все сложилось!". Приятно. Верю. Фото автора.
Вы только послушайте, какие предметы нам сейчас, на первом курсе, преподают замечательные наши педагоги - 
старославянский язык, древнерусская литература, языкознание, современная литература, немецкий язык (это у меня, другие английский), литературоведение, история России с древнейших времен, русская литература 18 века, славянская филология, устное народное творчество, орфография и пунктуация, античная литература и конечно - литературное мастерство!
Мне так интересно! Я учусь осознанно, не пропустила ни одной лекции, потому что это мне важно. Я многое запоминаю с трудом, но я делаю всё, чтобы понять и принять в себя то, что сама же не пускала раньше. Я думаю, что я та другая, студентка из 90-х, сама бы себя бесила даже. Но я не смотрю ни на кого, слушаю свое сердце и учу логику. 

Думаю, что все, о чем рассказывают в ЛИТе, преподавать бы всем. Мне еще не хватает ума, но я хочу выписать лекции и читать их людям. Хотя, это уже другая история. Не хочу спасать мир, хочу спасать себя.

Спасибо, что вы были со мной всё мое приключение. Я всегда чувствовала вашу невидимую поддержку.

С уважением Анжелика Королева.