четверг, 28 мая 2015 г.

Разговор о рабстве

Опять чувствую себя рабом. Значит, свернула в сторону старого сценария и где-то проворачиваю по кругу. Пробуксовываю. Или это просто плато, при восхождении на гору. И моё желание быстро и много сделать. Оно только мешает. Раньше я бы сильно психовала, а сейчас проживаю неприятности легче.

Значит, хорошо, что отслеживаю, значит, идёт научѐние. И то, что наблюдаю свою жизнь, и читаю книги Михаила Ефимовича и записи тренингов его и его учеников одна, без тренера, тоже работает. Хотя, мне очень не хватает взгляда со стороны. Недавно переслушивала мартовские наши занятия (аудио с 2012 года) по курсу Галины Китаевой, о сценарии и опять уловила новое.

Ребзя, это работает. Пишу после четырех лет работы над собой в КРОССе. То, что прописываешь в дневник, «что в следующий раз сделаешь…» так-то и так-то, оно остается в голове, и в нужный момент выстреливает, помогает. Интуитивно и с помощью логики можно найти ошибку и применить более спокойный, не невротичный выход. А их, минимум, три. Я же человек, а не пища, даже у неё их два.

Заметила, что могу обмануть моё Сизифство первого типа (когда не доделываю дело до конца) и привести это в плюс. В вязании, например. Вяжу длинный шарф, надоело, хочу вязать туфли. Ага! Вспомнила, как режиссер-сказочник Александр Птушко, когда в войну семья была в эвакуации, в Алма-Ате, и нечего было носить, научился делать прекрасную обувь.

Вот и я захотела. Показалось забавным - была стелька, а теперь мягкая тапочка-балетка, в которой можно ходить. Так вот, я бросаю шарф ненадолго, переключка такая, делаю туфлю. И потом снова к шарфу. И так мы вместе уже подходим к концу. Будет у меня и шарф, и туфли. Аж две!

Вот они мои творческие заготовки. 
Или вот сейчас смотрела прекрасный документальный фильм (уже второй раз его смотрю) «Быть Фрэнком». Коротко – про то, как взрослый 54-летний дядя, бывший разгильдяй, шёл к себе, в прямом и переносном. Вдруг вспомнила, что пост-то этот не выложила. Остановилась. Доделываю. И сяду за фильм, при этом буду что-то вязать. Спокойно. Не дергаясь. Раньше бы психовала, что скачу. А еще мысли записывать буду, может быть.

Но с Сизифом вторым, который у меня основной, я пока только на отслеживании. Это когда дошёл до конца и, не останавливаясь, не отдыхая, сразу делаешь новое дело. Получается, но, правда, на морально-волевых. Прямо заставляю себя. Уух! Сижу, пишу или читаю. И уже закончила читать, но сразу переключаюсь на другое дело. И даже уже в туалет хочу сильно, но терплю. Теперь решила, что сразу, после дела, у меня пауза. Дышу, встаю, хожу по комнате, когда что-то прочла или сделала, или устала. И в туалет иду СРАЗУ.

Терпение – это не желание показать, смотрите, какая я умница и трудяжка (хотя, это тоже), но ещё и наказание себя, даже за труд. Вот сейчас долгое время не писала сюда, думаю, эх, как же так, это же моё любимое. Но понимаю, что я много пишу: в дневник, на своей стене «в контакте», свои основные произведения. Вообще, объем-то приличный делаю. Реально, «ни дня без строчки». Так что, похвалила себя, что всё же нахожу время и пишу сюда. Как буду успевать, так и буду сюда писать.

Заметила, что красной нитью в моём сценарии, за которую я упорно держусь - вина. Наказываю себя, часто наказываю. Ни за что. Всё идёт хорошо, ровно, но я зачем-то начинаю накручивать. Неверие, неумение радоваться. Состояние рабыни. Уже меньше, но это мучает меня.

И, ещё частенько, когда нет времени и сил, опять бросаюсь спасать людей. И этим тоже наказываю себя. Сказать «нет» человеку не могу, всё какие-то мольбы и унизительные просьбы с моей стороны. Отсюда, на ровном месте, порчу себе жизнь. И того человека, невольно, ненавижу. Больно реагирую на мелочи. Нахожу себе беды. Мол, мало ты пострадала, мать. Частые поиски беды, войны и жертвы. И даже те, кто просят помочь и знают, что я помогу, частенько не верят, что я справлюсь. Невербально читают. Здесь неуверенность подключается.

Но, быть в унизительном рабском состоянии неестественно для человека. Но когда начинаю (вдруг) защищать себя, расправлять крылья, мне тоже стыдно. Теряюсь. И когда не сплю ночь, наказываю себя. Стыд и вина наваливаются. Например, что мало времени была с дочерью, что поверила маме, что не справлюсь с ней, не прокормлю и, по сути, оставила в её шесть лет на родителей. Дочери уже двадцать, у нас понимание, но это настроение, что чего-то недодала ей и себе, накатывает часто.  


Утром проснулась и снова виновата. Ты спала? Как так можно? Заметили, что люди часто на вопрос, даже по телефону: «Ты чё спал?», отвечают в большинстве случаев «нет». Совестно признать, что ничего не делал. Ай-ай-ай! Такое что-то скатывание в жертву пошло мощное. Страшновато.

И кажется, что всё не так, и всё идёт не по плану.
Но я, хотя и буксую, на ровном месте, ищу «мажорное настроение с утра», как говорит Лео Бокерия, кардиохирург наш прекрасный. И нахожу, внутри себя нахожу. И это Литвак дал и КРОСС. Я умею себя собирать и направлять лучше.
И цели есть, но они какие-то перманентные – есть и всё. Я иду к ним, я делаю любимое дело, но закупорилась в своём мире. Почему-то, хотя и больше делаю, а денег всё меньше. И за жилье уже плачу минимум. Такую цену в Москве редко встретишь, а у меня опять только на еду, иногда витамины и так, по мелочи. А отдать долги, на подушку безопасности и на новый ноутбук, который скоро будут входить в разряд срочных дел, не получается отложить.

И даже один маленький обычный тюльпан, растущий около дома, где я живу сейчас, радует.
Научилась жить минимумом, умею так жить. И балдею. Не жалею. Потому что есть радости. Но что-то не так. Или эта тупая старая привычка искать минусы. Ведь не нельзя было раньше радоваться просто так, каак «придёт бабай»!

Люди же любят и ценят меня, почему они могут себе позволить не заплатить? Я позволяю, потому что, опять терплю и соглашаюсь по-рабски. Но мне приятны эти люди, и я понимаю, почему они сейчас не могут заплатить. Я потерплю. Это что? Опять терпеть. То есть, я жду, когда само пройдёт или уже перельётся. Это что? Детская позиция? Желание жертвы? Что за желание прибедняться? Блииин!

И ещё других часто хочу пожалеть людей. Как же вы, бедненькие, живёте. Ну, какие бедненькие? Мы – живые, есть одежда, сыты, не стреляют в нас. Наверное, это всё же потребность, чтобы обратили внимание, увидели, обняли, обогрели. Так можно же просто попросить. Действительно, не надо кликать беды на ровном месте. «От задачи к задаче, не теряя энтузиазма», - перефразирую моего друга Черчилля.

Нормальный такой полезный и недорогой завтрак. Подгорелки - это оладьи на отрубях и ряженке.
Наказываю себя. За что? Что это за память предков? Столько вины! И ведь не только я, а все должны быть виноваты: и ты, и они. Кто-то должен быть виноват. Еще и других наказываю. Цепочка.

Просить за себя стыдно. Столько приготовлений, чтобы сказать важное. Это что? Неумение договариваться с собой. Боязнь, что откажут. И страх, огромный страх, что сейчас будут ругать. Столько силы у этой «большой панды АнжЕлики», но и страха, даже когда и нет оснований, больше.  

Когда, недавно, просила деньги (заработанные), так прямо по шагам писала себе речь перед разговором. И без всяких «ой» и неудобно. Хорошо, что меня поддержал человек, который со мной в одной связке. Помог. Оказалось, ничего страшного. Спросила спокойно и тот, другой человек, отправил деньги спокойно.

Ведь я знаю, что я тружусь, что всегда на связи, подбодрю, выясню, проведу. Не ценю что ли своё дело?  Ведь ничего от отказа не произойдет, просто будет другое развитие какое-то. Хотя, может, от того, что это просто подработка, а не то, чем я хочу заниматься. Но она идеальная, она фриланс и даёт мне возможность заниматься любимым делом, которое пока не дает денег. Значит, надо перетерпеть.

Вот этот один пакетик обычного чая стоит сейчас в "Теремке" 60 рублей. Когда начинаешь соображать, то понимаешь, вдруг, куда, иногда уходят деньги.
Тяжело договариваться с собой. Вот те и нате. А вроде, хорошо на душе, но что-то не то. Опять. Татьяна Черниговская, профессор, очень умная тётушка, занимающаяся психолингвистикой, говорит, что «наш мозг – это не компьютер, а скорее джазовая импровизация разных чужих музык, без дирижёра и партитуры».

Думаю, что это как раз и есть мозг невротика или иррационала. Потому что, я вижу, что логика, систематичность, упорство, знание, очень помогают в жизни. Но когда к ним подключается сердце, то начинается какая-то даже какофония, тот самый джаз. Я люблю джаз! Только нет уверенности, кому нужен мой джаз. Или важно, чтобы он был нужен МНЕ?

Надо найти помощь в маленьких радостях. Спорт, танцы, массаж, объятия, книги, песни, баня, природа, рисование, вязание. Люди! Мои люди. Единомышленники. И отдавать. Но как отдавать, когда страх. Или так оригинально я прошу внимание. Такая большая у меня детская позиция?

Заметила, что меня, если я вступаю в ненужный диалог и, уходя от конфликта, «подстраиваюсь снизу», на детской, в согласии, начинают сразу учить, советовать, спасать, короче. А я, таким образом, только ухожу от конфликта, просто соглашаюсь, а человека уже несёт и он важный, и перечеркивает мой опыт и знания, даже не узнав меня. А я остаюсь в дураках. Но как говорит, Михаил Ефимыч, согласись, а делай по-своему. Сэкономишь силы. Соглашаюсь. Помогает.

Но человек-то ушел с уверенностью, что я вообще ничего не знаю, например, в психологии. Как недавно мне упорно давали понять. Такую чушь человек несёт. Ни Берна, ни Хорни, ни Юнга не знает. Какой там трансактный анализ? Но такой важный вид, и голос, и лицо. Нашёл свободные уши, все знания по верхушкам. Мне так смешно внутри, но я, перетерпела и опять осталась дурой, которая не понимает, как верно жить. Могут же люди. Но, главное, я знаю про себя и кто надо, почувствует.

И еще, я научилась «не хлопать дверью», договариваться, перебарывать страх и, просыпаясь, искать мажор. Надо, снова и снова, учиться не зависеть от обстоятельств и людей.

Подарили книгу, которую я очень хотела прочитать. Эрих Фромм «Бегство от свободы». Там как раз про подчинение и стремление к свободе. А еще, эпиграфом мой любимый Пикко делла Мирандола про «сам себе будешь творец и создатель». Про этого автора эпохи Возрождения, я писала, когда лекции конспектировала. Прочитаю её и, может быть, придет ответ по поводу рабства.

И мне от Лены передается настроение и уверенность. Фото Вячеслава Кочеткова.
Вспомнила случай, когда однажды по работе, говорила с актрисой Б. и почувствовала себя человеком третьего сорта. Робела. Она клёвая, типа крутая, но  столько апломба? Я уже лучше умею общаться с такими людьми. И они, правда, через три-пять общений, не сразу, сдаются, добреют. Но сначала столько жёсткости и важности.

Да! Очень крутой и мой кумир, вообще, её папа! Она пока только вначале. От его славы неужели такая поддержка до сих пор? (папы давно нет в живых). И он, не был таким, мне кажется. Читала, смотрела, рассказывали.

Учат они меня, учат себя уважать. Другая актриса, Лена Яковлева, всегда говорит на равных и даёт понять, что себя надо беречь, и что неважно кто ты, кем стал и был. Буду вспоминать, что я тоже - «Лена Яковлева» и пытаться любить себя и уважать других. 

А то, вот с «важными» такими говоришь и по стойке смирно чуть ли не стоишь у телефона и на съемочной площадке носишься с ними. По башке бы дала прям, иногда! Не дам, это так, для красного словца.

А в раба превращаешься. Сам. Надо отматывать. Научиться наезжать слегонца. С голосом поработать что ли? Детскую позицию он мою выдаёт. У меня ж «дитя» сильное. А кто чует и немного хочет поважничать, пользуется этим. Я позволяю. Тока это не красит человека такого, я интуичу. Короче, враги и ошибки двигают меня вперёд.

И знаете, среди такого количества хороших людей, я просто обязана вытянуться уже к свету и процветанию. Вот вы у меня есть. Я будто на занятиях, в директорской группе с вами. На днях, ещё одна наша актриса летит из Канн и пишет: «Жизнь удалась!»,  другая купила квартиру и делает ремонт на своём 19-м этаже и песенки поёт, третья – подбирает квартиру, а потом летит в Рим, и потом в Сочи на Кинотавр.

Они занимаются любимым делом и они рядом. Значит, и я полечу. Я уже лечу, тока пока низэ̀нька. Но и это чётко, а то ваще на костылях ходила.
И люди мне пишут хорошие слова: «Зачитываюсь твоей страницей небанальной и высокоинтеллектуальной»; «Анжелику еще на уральском сайте нашла, Так и хожу за ней – читаю и перечитываю. Слова у неё легонькие, в душу сразу проникают. Образы сразу, картинки видишь»; «Пишите, вы и меня вдохновляете писать, учусь у вас». Недавно из Нью-Йорка, из «Нового журнала», пришло письмо о том, что они хотят включить меня число участников конкурса им. Марка Алданова на лучшую повесть Русского Зарубежья 2015 года. Спасибо всем.

Но не включили, потому что я из России, а надо было бы, чтобы я жила за её пределами. Но всё равно, маленькая приятность и веселей жить. Хотя, мне и слова моего мастера Александра Михайлова, с нашей кафедры литературного мастерства о том, чтобы «я писала и что это моё дело, и что, я туда, куда надо попала», тоже греют душу.

Получается, я опять хочу известности, вот же хрень! Да еще мания величия подкатывает временами. Хотела порассуждать о том, почему во мне столько рабства, а пришла к выводу, что я хочу внимания, у меня много детской позиции, обид и невротизма. Но я знаю, что и с этим можно жить, и есть из этого выход.

И еще я точно поняла, как решишь, так и пойдет. Сначала купишь билет, а потом окажется, что тебя там ждёт много всего нужного и важного. И даже если просто сделаешь хоть что-то, в ту сторону, которую хочешь, многое начинает происходить. Главное, чему меня Галя научила - ровно радоваться и грустить.
Продолжаю выходить из рабства, заявлять о своих желания, жить здесь и сейчас. Ставлю точку и пойду поем, а то опять терплюшка включается. И вы, если там чего-то хотите, идите, сделайте, а!


Как же хорошо на природе! Цветёт и пахнет всё. И я тоже
Думаю, что у меня не разговор о рабстве вышел, а просто вышла на лавочку потрындеть. Ну да, ладно. Может, даже это … просто письмо. Прощайте, а это значит, на языке наших предков - простите (а не «больше не вернусь»). Вумнаяяя.
Обнимаю вас, скучаю по моему любимому КРОССу-Урал! Люблю вас.

суббота, 18 апреля 2015 г.

"Какой бы женщине не петь, коли не мне..."

"Какой бы женщине не петь, коли не мне? Чьи все желания сбываются вполне."
Вот такой кусочек из "Декамерона" Боккаччо в память врезался. Ну, а что, красота же, чё роптать. Всё есть, братцы. Ну, не в полной мере, но это же как посмотреть. 
Маленькими шагами иду вперёд.


Вчера рыбу видела, почти живую; народ с полными сумками добра, идёт из магазина; огурцы малосольные продают, за 129 рэ целая кастрюля. А?! Хорошо.
В холле, у входа, в воздухе, висят здоровые такие, красивые цветы. Художники креативят местные. Забавно.




Потом, опять же, какое-то клёвое соевое молоко купила. Вкусноеее! Сыр, наш каратовский, на суши, чизкейки идёт и на бутеры тоже. Я, лично просто его ем, ложкой. А ещё, фломастеры такие есть, можно ими по глазури писАть, прямо по печЕнью, к примеру. Но мне кажется, на яйцах еще бы и можно загагулины завернуть, а тут, прямо на продукте, аккуратно бы надо. Химия там, думаю.

Много разных саженцев и луковиц. Особенно гладиолусов. Купить не могла, ну куда я с ними, а маме сфотала. Она любит гладиолусы...




А ещё увидела сцену. Женщина, явно мама, взяла какую-то белую полиэтиленовую ажурную салфетку и говорит сыну, парню лет девятнадцати: "Ой, сынок, смотри, какая прелесть!" Он так на неё смотрит, не зная, что сказать. Не позавидовала я ему. 
Если бы моя сестра Алёнка показала это своему мужу Серёге, он бы так же отреагировал, ну, типа "угу" и пошёл бы в отдел запчастей. А этот стоииит, слушает спокойно мать про то, куда и на кой, им нужна эта хрень, которая меня-то не вдохновила, женщину. Может, он повар или жених? 




Нашла в канцтоварах рыжий мягкий шарик какой-то. Цену его не углядела нигде. Мяла, мяла его всю дорогу. У пОлок с орехами пришлось с ним расстаться. Воняет чем-то химическим. Велела ему охранять орехи и быть за главного, короче.




Купила племяшке книгу детских стихов Романа Сефа (19 рэ), решила ей понемножку читать, хоть по скайпу, чтобы она меня не забыла.

Авокадо обнаглел, стоит 58 рублей, в то время, как в магазине, рядом с домом, за 48 рэ купить его можно. 
Появились абрикосы, хоть и замороженные. За двести рэ 800 грамм. И ещё нашла несколько швейцарских продуктов. Чё, не выдержали швейцарцы?)))

Столько видела вчера женщин в каких-то немыслимых шляпках, в манто, на двадцатые годы похоже.

А еще до шопинга, когда ходила в институт, встретила Стёпку, с нашего семинара прозы. Потом, нашего кассира Литературного института, Светлану Михайловну, (у которой есть 29 и 30 февраля в арсенале, если что). Её и охранников, аж по два раза умудрилась узреть , потому что, несмотря на то, что был дубак и у меня аж ноги замерзли в зимних сапогах, я пела песенки и прошла мимо банкомата, когда шла в институт. А кто за меня туда завернет - никто. А за общагу платить надо. Вот и ходила вокруг института, туда-сюда. 


Хорошо всё же, что есть родное место, где можно сесть на стул, достать ногу из сапога и растереть её, чтобы она не мерзла. Так и сделала, и дальше пошла, к ресторану "Пушкин", что на другой стороне Тверского бульвара. На остановке, с которой я в "Ашан" и поехала, смотреть на рыбу и всё такое, не было крыши, и я пошла под крышу "Пушкина". Дождь и снег шли потому что.

Там стояла минут двадцать, не выгнали, а даже пофотографировала девчонок, которые вышли из ресторана и ждали машину. Они попросили, а я ещё и в раж вошла, давай им задачи ставить - "руки вверх, улыбаемся, радость" и т.д. А чё, мне не жалко, а девчонки-то, они мои одногодки где-то, явно здесь случайно, как и я. Память будет.

Потом поехала на прекрасном пятнадцатом троллейбусе. Мимо "Дома Фамусова" (Грибоедов описывал в "Горе от ума", помните), это сейчас там "Известия" находятся. А напротив памятник Пушкину. Я теперь понимаю, почему он шляпу снял. Раньше он стоял на противоположной стороне, где Макдональдс (прости, брат Пушкин), а напротив, где кинотеатр Пушкинский, был Страстной монастырь. Вот Пушкин-то из вежливости и особого понимания снял её.




Пятница, пять вечера, а ничегоооо, за сорок минут добралась до Шереметьевской. 


Женщина зашла в троллейбус, с холодной улицы и, скорей, не успела сесть, начала нажимать на клавишы телефона, точнее, на экран. А он у неё со звуком еще. Я до этого ехала и работала: отправляла письма, писала смс и разные просьбы по работе. Думаю, о, коллега!
Поворачиваюсь, а она в пасьянс наяривает. Таак увлечённо, будто на архиважном задании. Во молодец, позволила себе заняться любимым делом.





Захожу домой и в подъезде, у входа, встречаю прекрасную веселую кудрявую девушку. Её спрашивает охранница: "Ты куда, домой?". А она, стесняясь так: "Да я ... в экспедицию еду, фольклор собирать". 
Ну, какой же класс, а! Ну, жить же хочется от таких людей. На улице хрен знает что, хозяин собаке на водку даст, а она ... Молоса, девчонка. Я её похвалила, пожелала лёгкой дороги и привезти материала, больше, чем её чемоданчик. Люблю!

"Какой бы женщине не петь, коли не мне? Чьи все желания сбываются вполне." 

четверг, 12 марта 2015 г.

Конспект. Четвертый семестр. 5 день.

Начало лекций здесь.

Сегодня пятый день лекций. На улице теплынь. В зимней обуви уже всё, непрохонже. Жарко с утра. Клавиши «А» и «П» западают у меня, клюю носом, к тому же, время двенадцатый час, а я только начала конспект. Думаю, а почему же тяжело-то так? И поняла, что ведь реально делаю хороший объем работ, по 10-15 страниц каждый день, после итак достаточной нагрузки за день. Спасибо восьмому марта и выходным.

Если бы еще через день или раз в неделю писала, было бы полегче, чую.
Я к чему всё это, не жалейте меня, я сама выбрала этот путь, но просто чую, что путано объясняюсь, вдруг будет непонятно - говорите, пишите.



Начнем с двух пар лекций по Зарубежной литературе Средних веков и Возрождению. Михаил Николаевич Попов, суперрассказчик. Напомнил немного про ирландский эпос, про Кухулина, о Кримхильде поговорили. И такую тенденцию заметил, я с ним согласна тоже, что некоторые много болтают лишнего. Говорливы очень, но общие места все затрагивают, а когда копнешь факта – оказывается, что человек не знает, не читал. На обаянии, улыбке, агрессивности выходят из положения. И до поры до времени всё это.
Смягчил нам условия, сказал, что вместо шести сонетов (два Ронсара, два Шекспира, два Петрарки), можно выучить любых четыре. Но, зато, нужно знать разные другие вещи, имена, даты и т.д. Например, как звали дочерей короля Лира? 

Поэзия – феномен познания мира. Интуиция, прошедший опыт, настоящее, будущее. Ориентиры выживания в мире.
Сегодня мы начали разговор о Французском Ренессансе. Что нам дают французы? Итальянцы дали ход всему, бросили дрожжи в тесто и оно забродило. Франция – страна феодалов, сплоченных особенно вокруг Парижа. Век 15-й – век Франциска первого. Пышность, блеск, грандиозность, декоративность, многое перенесли из Италии. Фуршеты, вилки, ножи.

Потом Франция уже потеряет позиции. Сейчас, в наше время, Париж находится в состоянии умеренной деградации, как считает М. Н., но, конечно никуда не делась история, архитектура, своеобразие, остроумие французское.
Франциск, он агрессивный, вытесняет культуру Прованса, конец эпохи Трубадуров, нет ощущения Прекрасной Дамы. Рыцари раньше при дворе всегда тяготили к ней. Это не девочка, это матрона. Но время идет, территории захватываются, поэты разбегаются. Французский язык складывается из диалектов. Иль де Франс – территория вокруг Парижа «положена» в основу французской национальности.

Социальные, исторические условия обуславливают состояние литературы. Противостояние двух концепций. С одной стороны – Рим, со своей жестокостью и силой влияния, с другой стороны – кальвинисты, во главе с Жаном Кальвином. Его труд « Наставления в христианской вере». Речь идет о накопительстве богатств, бережливости. И это противоречит Ренессансу, где человек в центре мира. Здесь – человек предрасположен к мукам ада, фатализм, пассивность.

Гугеноты принесли с собой трудовой народ, другой интерес (Генриха Манна почитать о закулисье двора). Слова короля гугенотов Генриха Наваррского: «Париж стоит обедни!». В это же время появляется кружок, называемый Плеяда. Ядро его образуется вокруг известного Пьера де Ронсара.

Собираются они в салоне Маргариты Наваррской, родной сестры Франциска первого, она же одна из первых женщин-писательниц во Франции. Её известная книга «Гептомерон», семидневник. Нравы двора, придворная жизнь, конкретные люди, их жизнь. О наслаждении и одновременно здесь и религиозность. Более камерная вещь. Правда, на значительный размах она не тянет. Не путать Наваррскую с Королевой Марго! 

Отдельно стоит знать творчество поэта Клемана Марро, особенно поэтам это необходимо, заострил внимание М.Н. Изящный автор эпиграмм, хоть и колких, но беззлобных. Тоже был гугенотом. И еще –  поэта Де Перье «Приключения Меркурия». 

Плеяда – середина 16 века. Здесь агрессивные поэты, знатоки разных языков тоже, много знаний в голове, читают литературу. Жоашен дю Белле, друг Ронсара, составил (Ронсар его вдохновил), трактат «Защита и прославление французского языка». Это не язык поэзии, заявляют, постулируют и доказывают они, но это гибкий, сильный, красивый язык. И благодаря обучению, можно довести его до греческого и латинского. Это и познавательная часть, говорят они. 

Ронсар – великий поэт, изучил древних, склонен к миру античности, но шел своей дорогой. Ему было всего 61 год, когда он умер. Его стихи о смерти, о жалости уникальны. Он был один из пажей при дворе короля Артура. Потом он уже служил Генриху второму, ослеп. В 1550 году вышли 4 его книги од. Оды его – красота, ясность, образность, ёмкость. Он очень похож на Горация.
И Михаил Николаевич зачитал нам Горация, оду 30 «Памятник». И мы видим не только параллель в творчестве Горация и Ронсара, но и явные истоки пушкинского «Памятника». Наберите в поисковике «Гораций. Ода 30» и вы поймете связь и то, о чем сейчас пишу.

Ронсар писал сонеты, это стихи о любви и очень разной у него, как оказывается. Это и сонеты Кассандры,  которые напоминают «Метаморфозы» Овидия, и сонеты к Марии, где он создает новый стиль, в котором он стремиться всё уровнять, и сонеты к Елене, как у нас их называют – «поздний Тютчев». В них мудрая нежность, огромная страсть, преодоление страха смерти, но нет отчаяния и они не трагичны.

Жанр сонеты французские поэты довели до совершенства. Лирика, любовь, универсальный жанр, сатира тут, философия, элегия (грусть). Сонет для французов – это национальный способ говорения. Потом уже, в произведениях Рабле ко всему этому добавиться жизнерадостность, вольномыслие, юмор. И возникает традиция. Это и верхний мир – «горний», и низкий – «дольний».

У Ронсара были, например, и стихи другого склада, приперченные немного, низковатые, с налетом эротизма, как говорят, он «упал с котурнов», его даже обвиняли в язычестве. Почитайте его сборник 1553 года «Книжка шалостей». Тут на контрасте у него, всё переплетается, сочетаясь. Все средства хороши, чтобы показать свое настроение, передать чувства.

Также его кризисное творчество, элегия «Против дровосеков Гастингского леса». Тут происходит гибель эстетики. Раньше человек был подобен богам, человек и бог рожден одной матерью, а теперь они говорят об одном веском различии – «мы таем, словно дым, а жизнь богов светла и бесконечна».

Ренессансный индивидуализм чувствует твердую опору в окружающей среде. Уходит Ронсар, приходит Мишель Монтень. Это родоначальник жанра эссе, что означает по-французски «первый». Главная его книга «Опыты». Я влюблена в эту книгу. Здесь искренность, самое главное. И примеры, множество примеров. Это надо читать, други, вообще, книга эта считается настольным чтивом.
Монтень – мыслитель, художник, творец. В замке, где он родился, даже прислуга говорила на латыни. Он много изучал стоиков, эпикурейцев, но за основу взял такое направление древнегреческого учения, как скептицизм. Это значит, сомнения. Они заставляют нас думать. Мыслить! Мыслить! Мыслить! Монтень – мастер коротких эпиграмм. Он оказался первый, кто увидел и передал нам, что в несовершенной человеческой природе спрятаны все прелести человеческого существования.

«Жизнь – вот моё занятие, вот мое существо. Нужно искать счастье в обыденности! Неизменная радость восприятия жизни – мудрость веков». Он этик по природе, то есть исследует поведенческие мотивы. Отдельное сознание, личное Я, вот на чем держится человеческое сознание. Успокоиться и радоваться жизни.

М.Н. говорит, что этого автора ругают циником. «Какой он циник к чертям собачьим! - негодует наш педагог, - Его читать прекрасно!» Он признает несовершенство в человеке и говорит, что это – пикантно. В этом красота, непохожесть. Он призывает нас узнать то, к чему мы действительно способны, и не надо вставать на ходули, особенно, если мы на них не можем сделать и шага.

Очень современный Мишель Монтень! Смог соотнести веру и разум, религию и науку. Он свободно относится к смерти, говорит о ней легко, как об избавлении, как о природном явлении. Нужно прислушиваться к природе, она умнее нас, там нет страх смерти. Научился умирать – разучился быть рабом. Готовность умереть освобождает нас от принуждения. А смерть – такое же проявление жизни, как всё другое. «Кто учит людей умирать, тот учит их жить».
Монтень завершает эпоху Возрождения. Мудрость неувядаемого очарования возрожденческой культуры французского замеса, психологизм. Взять и раскрыть безмерность человеческого существа – это Ренессанс.

А у Шекспира – это всё образы больше. И так мы перешли к Англии ренессансной. Оригинальная, самобытная, периода Генриха восьмого, более облагороженного просвещения. И тут же плотского у них столько! Едят, жир капает, собаки бегают, скот рядом, пол в соломе. Дикая страна, ее никто серьезно не воспринимает. Музыка прошла мимо нее, нет особых дарований, и в искусстве тоже. Всё придет позже. Зарождается Пу̀ризм («пу̀рус» по латыни чистое, девственное). А тут еще и католиков вешают, протестантов сжигают, Прерываются традиции. Они, как правило очень быстро это делают. Вот восстанавливаются традиции с трудом.

И тут англосакский эпос. Сначала «Беовульф», потом яма, ничего, то есть, потом «Кентерберийские рассказы» и потом масса авторов. Появился сонет. Лондон – грязный город, запахи соответствующие, а все говорят рифмуя. И даже меню в тавернах, пабах не первого разряда – в стихах. Дамам объяснялись в стихах. Причем, и подмастерья, и ремесленники, и крестьяне, и Елизавета вторая. Много переводилось.

Появляется Уильям Шекспир. Запоздалый Ренессанс. Переводится его имя «потрясающее копье». Он поднял ценность европейской культуры, возвеличил ее. Родился и умер в одно время с Сервантесом (1864 – 1616 гг.). Мастер слова, психолог, политик, личность исключительного дарования. У него были энциклопедические познания. Полубог.  Написал 37 пьес, 2 поэмы, сборник сонетов (томик).

Конечно, мы затронули тему того, кто стоит за этими произведениями, кто творил под этим именем. Много странного и непонятного. Во-первых, он умер незамеченным, несмотря на огромный успех его пьес, их ставили активно. Умер, а о нем ничего, никаких фиксаций. Многие современники увидели, что гений и тот человек, который родился в Стратфорде на Эйвоне, которого зовут Шекспир, это разные люди. Скорее всего, это вымышленный герой. Есть книга Гилилова «Игра от Уильяма Шекспира», почитайте. Эту антистратфордскую теорию приняли даже англичане.

И когда уже в 19 веке армия исследователей поднимала документы, она обнаружила много интересного, но усилия были тщетны, особых доказательств не нашли. А ведь поразмышляем, Шекспир был совладелец театра «Глобус», к тому же актером, с ним рядом жили много людей и никто не вспоминает. Потом нашли текст завещания человека из Стратфорда. Это было завещание на трех страницах, написано мелким почерком, скрупулезно, о процентах от счетов, о долях, о мелкой утвари, о денежных суммах и даже о «второй по качеству кровати».

Не вязалось это с тем объемом и масштабом личности Шекспира. К тому же его дети и жена, того из Стратфорда, не были грамотные, ставили крест при подписи. Версии, кто бы мог быть гением, есть. И все они вертятся около известных личностей – графа оксфордского Деверо, граф Дерби и даже королевы Елизаветы. А может, здесь творила группа людей. Надо читать.
На этом закончились лекции по Зарубежной Литературе Средних Веков и Возрождению.

Потом бы курс по психологическому театру, на котором поговорили о творчестве Достоевского, точнее о его отношении к драматургии, потом - Историческая грамматика, где мы учились склонять существительные на древнерусском языке. Вел его сегодня Виталий Григорьевич Сирома̀ха, который в прошлом году преподавал языкознание у нас.  Теперь заменял Юрия Михайловича Папяна. Было весело, мы даже как-то сплотились, выдвигая разные лингвистические гипотезы.


И знаете, я хочу сказать, что я не могу уже стоять на ходулях, я падаю. Лекции я всё так же подробно пишу в тетрадь, из которой сюда их переписываю. Времени уже третий час ночи, я понимаю, что очень устала, и к тому же не успела подготовиться завтра к серьезному утреннему контрольному диктанту по грамматике у Елены Леонидовны Лилеевой, и буквы прыгают уже у меня перед глазами.

Да еще и не восстановила в памяти пять рассказов Шукшина, которые будем завтра обсуждать на Современной литературе. И не успела сегодня прочитать «Бориса Годунова» Пушкина и Гоголя (повести там), то, что наметила. Ух! Негодую!

Поэтому я пришла к выводу, не описывать лекцию о Достоевском и Историческую грамматику. Вообще, моё здоровье не стоит того, что я сейчас ощущаю. Буду писать постепенно, может после сессии, может, после экзаменов, сейчас не знаю. Курс описывать закончу, но не в таком режиме. Коротко писать не хочу. Хочется дать детали, а их уже описывать не в силах. Злюсь даже. Много я на себя взяла, переусердствовала, бессознательно опять «инверсирующий садист» включился.

А сейчас озвучила это решение и даже смогла вздохнуть. Так что, я итак молодец, но сорри! Подумаю, может быть, продолжу. Буду хоть по часу или пару часов писать.
Спасибо за внимание.


TEXT.RU - 100.00%

суббота, 7 марта 2015 г.

Конспект. Четвертый семестр. (4 день)

НАЧАЛО здесь.

Сегодня солнечный денек, шла в пальто нараспашку. А у нас - два пары Истории России. 



Зоечка Михайловна пришла нарядная. На учительском столе мимоза стояла, а мы еще тюльпанчики ей подарили. Она поздравила нас, прочитала стихотворение нашей давнишней выпускницы Инны Кашежевой:

«Древние женщины, одетые в шкуры,
По-современному если - в меха!
Древние женщины, дуры вы, дуры!
Не сохранили матриархат…»




Ну, и так далее, там есть продолжение, можно найти в интернете.
З.М. рассказала историю, что раньше в институте был ресторан - там, где сейчас находится библиотека, что они покупали шипучее шампанское вино «Напиток вечерний» в Елисеевском магазине, на Тверской и называли его «ночная вода».
 Как один из гениальных педагогов, Куницын Георгий Иванович, у которого студенты чуть не на люстрах сидели, такая была популярность (и он еще преподавал в ГИТИСе), пришел, после долгих уговоров к ним, педагогам, за восьмимартовский стол и зло сказал: «А вы что, Клары Цеткин?» Подискутировали. В итоге, всё было хорошо.

З.М. называет этот день - женский праздник №8. Принесла нам газету про женщин Москвы. Там про Елену Гагарину и других известных женщин. Инфа на развороте: «Современная женщина – начитана, замужем, уверенная в себе, мама». Потом, простуженная наша любимая деканша, начала лекцию. Продолжили снова со Столыпина. Я покайфовала. Вот вроде знаю про него, писала контрольную работу, на которую уже З.М. дала рецензию хорошую (хотя я ушла в личность его и про программу модернизации не развернуто написала), много проработала и книгу речей купила, но снова гора нового и всё нужно.
Итак, Петр Аркадьевич Столыпин! Други, буду коротко, иначе меня опять унесет, я к нему не равнодушна, до сих пор за него замуж хочу. Родственник Лермонтова он был, любил поэзию, не увлекался спиртным, рано женился на невесте брата, который был убит на дуэли. Стрелялся с обидчиком, и рука была прострелена даже.

Родился в Дрездене, забыла сказать. Добропорядочный семьянин, имел в браке пятерых детей – четыре дочки и сын. Был либералом до того, пока на его даче не произошел взрыв, которым убило 27 человек, была ранена его дочь и сын, не пострадала только комната Столыпина и он.
И вот тут он принимает Указ о военно-полевых судах, который был жесткий. Расследование дел теперь длилось 48 часов, а приговор должен был приведен в исполнение в 24 часа. За это о П.А. пошла нелестная слава и была дана ему неоднозначная оценка. Но власть защищалась, как могла от революционного террора в России. Хотя, меры были крайние. Отсюда пошло понятие «столыпинский галстук», тоесть виселица вот такая.

Созывается третья Государственная Дума. В июне 1907 года произошел государственный переворот и дума становится правой в большинстве. Проработала все 5 лет, на какие была избрана. Было принято 2197 законов. В Думе два большинства: октябристы и Союз русского народа. Обязательно обсуждают еврейский вопрос. Говорят о создании еврейского государства и выселении всех евреев. Кавказцев тоже не особо жаловали. Им всем не давали право быть в должностях, в которых они заведомо выигрывали и были умны.

Тут же встал вопрос Финляндии. Она же в составе России, но вот больше платить за то, что ее солдаты не служат в русской армии, а просто откупаются за это, не хочет. 


И конечно главный вопрос, Столыпинская аграрная реформа:


1 этап - принимается указ, в 1906 году, о праве крестьян укрепить наделы и выйти из общины. Это становится законом.
2 этап - крестьянин получает землю в личную собственность, он ее может выкупить. И 22% домохозяев (это 3 миллиона) вышли из общины. Это происходит активно, с 1906 по 1909 год.
3 этап – переселенческая политика идет. Поехали осваивать земли за Уралом. И тогда, в «столыпинских вагонах», (тоже еще одно запомнившееся больше всего слово, ассоциативно связанное со Столыпиным), без окон, дверей, в духоте, ехали через всю страну целыми семьями. Вагоны маленькие, места мало, денег мало. Ругались, терпели, да ехали.

В итоге 3,5 миллиона домохозяев переселилось. Некоторые (тысяч пятьсот), вернулись обратно. Пропили, прогуляли деньги или пополнили ряды уральского пролетариата. Но крепкие доехали и начали успешно хозяйствовать. А пьяные и убогие вернулись. Есть интересная цифра, переселенцы в 1913 году начали выпуск Сибирского масла, и давали 6,4 миллиона пудов прекрасного качества. Оно очень ценилось, славилось и только 4 миллиона его шло на экспорт, наравне с хлебом.  

Почему не закрепилась Столыпинская реформа? Помните, только 22%  откликнулись на нововведение, а остальные остались глухи к добру, тугодумы были крестьяне. К тому же Столыпин не имел политической поддержки. А потом, после успешного начала реформы его еще и убили в 1910 году. Убийца так и не мог дать внятный ответ, зачем он это сделал, скорее всего, это был нанятый элемент. Через 48 часов после выстрела в Столыпина, приговор стрелявшему привели в исполнение.

Параллельно с деятельностью Столыпина нужно еще обязательно сказать о такой личности, как Григорий Распутин. Как говорил император Николай второй: «Лучше десять Распутиных при дворе, чем одна истерика императрицы». Но почему-то государь приближает к себе ближе Распутина, чем Столыпина. Слушает многие его советы. Шутят, что если бы не было Распутина, его надо было придумать.

В 1911 году неурожай, голод. Выборы в четвертую Думу прошло, она работает, ничем почти не отличается от третьей, только большевиков становится больше. В апреле 1912 года – расстрел Ленских рабочих. В воздухе запахло 1905 годом, а только все начало успокаиваться. И урожай был хороший в 1912-13 годах. Переселенцы стали давать плоды. К 1913 году была очень неплохая экономическая ситуация в России. Но, к сожалению, политическая ситуация была нестабильная.

Как говорил Столыпин: «Дайте нам 20 лет покоя, внутреннего и внешнего и вы не узнаете России!». Не получилось, а ведь если бы Россия не дала себя втянуть в Первую мировую войну, то она потихоньку, помаленьку поднялась бы. Железные дороги росли, темпы экономики двигались, но продолжала оставаться самодержавная монархия. Ну, с Думой – полусамодержавная,  министров-то назначал император. Плюс шло спаивание страны, алкогольная продукция шла по низкой цене. Витте и Коковцева ругали за «пьяный бюджет».

Пришлось России брать кредиты. Первая дала денег Франция. Уплата по процентам была – 150 млн. каждый год. Но рейтинг государства состоит не  из того, сколько оно должно, а из того, как оно платит по долгам. Так вот Россия в этом рейтинге, из 127 государств на 85 месте. Это хорошо!
Проводят политику насаждения капитала сверху. Это значит, кредиты дают тем, кто хочет создать собственное производство, на льготных условиях и делают высокие таможенные пошлины – 35% на ввозимую продукцию, чтобы страну не наводнили товары плохого качества. И была хоть относительная, но устойчивость.

В 1914 году на смену премьер-министра Коковцева, который был отправлен в отставку приходит Горемыкин, ему 75 лет. Правительство объявило новый курс и нужные новые люди, как сказали. Но вот такой выбор Николая второго. Горемыкин сам удивлен: «Я напоминаю себе старую енотовую шубу, которую спрятали в сундук, посыпали нафталином, а теперь вдруг встряхнули. Зачем я понадобился, я не понимаю!»

Ограничили растущую роль капитала, запретили евреям входить в руководство акционерных обществ. Ограничили простор действий капиталу. Тогда созывается съезд предпринимателей и торговцев, выступает знаменитый Рябушинский. Он негодует, говорит о том, что им не дают делать то, что нужно, на каждый шаг нужно просить разрешение и ехать за ярлыком в ханскую землю. Представитель иностранного капитала ему вторит и замечает, что раз такие условия, то иностранной экономике в России делать нечего. И власть отступила под напором капиталистов. Капитал показал свою возросшую силу.

Внешняя политика. Она привела к Первой мировой тоже. Россия не знала к кому примкнуть, к Англии с Францией или к Германии. Долго сомневался Николай, у него с германским императором были к тому же родственные отношения.
Ники и Вили. Так они называли друг друга в письмах. Все же выбирает он Англию. Вильгельм не поверил заверениям Николая о том, что в этом ничего такого нет. В Европе уже боснийский кризис, идут две балканские войны, Россия вмешивается, улаживает конфликт. Никто не уступает, борьба идет. И к 1914 году понятно, что столкновение не возможно.
Ники пишет Вили: «Если бы ты мог, ты бы предотвратил войну, дорогой Вили!». Ответ: «Да ни в коем случае!».

Россия войны не хочет, но к войне готова. Хотя, на самом деле степень готовности низкая. Было мало времени на подготовку. Россия тратить на перевооружение  в 3,7 раза больше, чем раньше. Если сравнить Австрию – она в 13 раз, а Германия – в 14! Степень готовности к войне зависит от того, сможет ли власть перевести экономику на военные рельсы. Это получилось у нас потом, во Вторую мировую. Николай второй пишет в дневнике накануне: «Войны не будет. Не сейчас».

Патриотизма в нашем народе не было на тот момент, думали о Балканах. Николай – хороший добрый, спокойный, но он приходит в такое время, когда нужно принимать решения.  Он принимает, но совершенно непонятные. Когда, например, на Ходынском поле происходит давка, во время его же коронации. Ранено и убито почти две тысячи человек его граждан, а он в этот день устраивает бал. Далее, кровавое воскресенье, русско-японская война. Идет всё по нарастающей.

Николай при этом только твердит, что всё в руках божьих, уверен в своей избранности, называет себя – хозяин земли русской. Как говорил про него Черчилль, он как стрелка на компасе, туда или сюда всё время. И правда, он не понимал, что нужно что-то менять, уже созрела оппозиция и отвечать нужно перед Думой, а не перед царем. Он же хотел сначала победить в войне, а потом проводить реформы. Не сделал ни одного опережающего жеста, все доводил до предела, «когда уже у горла стояли».

Неспособность его и властей взять государство под контроль и поставить экономику на военные рельсы была очевидная. Тут же около него вертятся какие-то странные личности, в том числе и Распутин. Зоя Михайловна называет это словом, которое мне очень понравилось «распутинская камарилья». Хотя появление этого старца можно объяснить. Это была боязнь родителей за единственного наследника, который тяжело болен, оттого, что рожден от брака между родственниками.


Жена государя, Александра Федоровна, немка по рождению, чувствует себя виноватой в этом и появляется Распутин, который даже на расстоянии лечит маленького царевича, останавливает кровь и зубную боль. Несомненно, он обладает экстрасенсорными способностями и он нужен им на тот момент.
 
В это время идет война, и на фронте крестьяне, надевшие солдатские шинели. Призвано за все время войны на европейской территории 11 миллионов человек! Через три месяца уже им не во что обуться, не из чего стрелять. Государь в своей ставке, в Могилеве, государыня в тылу. Родзянко, который возглавляет четвертую Думу, встречается с Рябушинским. Тот говорит, что вам нужно? Сапог? Сколько? Миллион? Завтра будут. Капитал готов прийти на помощь.
Созывают совещание и капитал высокомерно отвергнут. Мол, сегодня вы даете денег, а завтра в Думу захотите, а это лобби и неприкосновенность. Вот такие принимались решения тогда, не захотели помощь принять.




И после 1914 года пошел ряд поражений. В начале 1915 года создают ряд комиссий, для выявления причин поражений. Находят крайнего, министра внутренних дел Сухомлинова. Николай берет на себя главное командование и восемь министров, в знак протеста, подают в отставку.

В утренней газете находят такой рассказ-метафору, о том, как безумный шофер едет в закрытой машине по ужасной дороге. Рядом пропасть, скалы, а в машине его мать. Одно неверное движение и они в пропасти. Всем понятен намек о том, кто бедный шофер (Николай) и кто мать (Россия).
Государыня пишет супругу: «Мое солнышко, будь Петром Великим, Иваном Грозным, загни их в бараний рог. Россия любит кнут». Что делает он – сменяет людей и назначения в правительстве часты с подачи супруги. Она же - советуется с Распутиным. За полгода меняется 20 человек. Не всегда оправданно.

Создается Прогрессивный блок в Думе, в нем 448 человек. Они требуют создать Правительство Общественного доверия. И в условиях нерадивого правительство общество начинает самоорганизовываться. Раз власть не может! Создается общество Красный Крест. Они, совместно с обществом Всероссийской политической помощью раненым, возвращают в строй 72,3% раненых.  Государь всё меняет людей, тасует, как колоду карт. Ни одного человека из оппозиции не допускает к власти. А там цвет российской интеллигенции! Они просятся помочь, так нет же, царь не дает.


В 1916 году на фронте вялые действия, затишье. Все устали, война забирала в день 50 млн. рублей. Входит карточная система в России, правда только на сахар. В месяц его отпускается 1 кг 600 грамм на человека.

Офицерам Николай уже не доверяет, потому что в юнкерские школы набирали юношей из демократического состава. Разных, непонятных. Оппозиция понимает, что государь не уступки не пойдет. Приближается расплата. В правительство приходит новый министр внутренних дел Протопопов. Везде есть начальство, но одной руки нет! Карточки сокращаются, а булочные закрываются.

Лидер партии кадетов, Павел Милюков выступает с речью, в которой рассказывает что и где происходит. Каждый раз он вкручивает слова: «Что это – глупость или измена?» Сам он отвечает, что конечно это глупость, но зал уже наэлектризован его напором и скандирует: «Измена!». Речь Милюкова, который сам того не желал, становится штурмовым сигналом к революции и приближает к развязке.

Проходит забастовка на Путиловском заводе, рабочие вышли на улицу. Причины зрели давно, всё не решалось, копилось. И к тому же, личность того, кто был у власти, сыграла свою роль. Режим Романовых рушился, они уже не могли править.


И тут, как рассказывает Зоя Михайловна, «бабы, в очереди за хлебом подняли бунт по-старому 23 февраля, по-новому 8 марта». А РСДРП, большевики не скрывая, говорили, что «мы работаем там, где есть массы. И работали активно!

Царь едет из Могилева в Царское Село, но поезд на станции «Дно» разворачивают и отправляют в Псков. Генерал Рузский едет уже из Петрограда (название теперь только «град», никакого «бурга», потому что идет война с немцами). Из двадцати фронтов, 18-ть говорят, примите требование оппозиции. Царь принимает, но уже поздно, они теперь требуют отречения. Ему бы еще раньше поддержать создание Правительства Общественного доверия (если помните, писала выше). Поздно.

Гучков (октябристы) и Шульгин (монархисты) едут к царю. Он сидит один в вагоне и долго думает. Отрекается сам и решает за сына сделать то же самое, хотя не имел право. Дважды отрекается. В пользу брата Михаила. З.М. зачитала знаменитый манифест-отречение. «… Мы, Николай второй, в дни великой борьбы, почли долгом совести, в согласии с Государственной Думой, признали сложить власть, заповедуем брату нашему, да поможет Господь Бог России …»

Первого и второго марта сформировано Временное Правительство. Таких правительств, временных, будет четыре. В конце концов, валяющуюся власть подняли большевики. Они вышли из подполья к тому времени. Вернулся из эмиграции Ленин, и когда на очередном совещании Думы спрашивают, кто же может править, есть ли такая партия, он появляется с ответом: «Есть такая партия!». К тому же, они не только готовы прийти, у них есть программа, они готовы покончить с войной. 

Говорят, что вроде как Германия давала деньги на русскую революцию, но документальных доказательств нет. Хотя, им конечно выгодно было это сделать, им нужно было, чтобы Россия проиграла.
На этом лекции по истории закончились.


Следующий – Немецкий язык. Как я его любила в школе, всегда с лёту переводила, приду, сделаю все здания и иду домой. И пятерку мне на автомате поставили на экзамене. Сейчас перевод помню, но грамматика трудно идет. Плаваююю. Раньше мы с моим драгоценным педагогом Мариной Вильямовной Трубиной (М.В.), были вдвоем весь первый курс (у всех английский).  Сядем тихо в ее немецкой комнатке и «шпрэхен зи дёйч».



Теперь к нам присоединился Ваня Кузнецов. Вот мы и соображаем на троих. И неплохо получается. У Вани знаний немецкого больше моего, это чувствуется. М. В. - очень лояльна, постоянно повторяет все правила, дает зацепки, ассоциации, точные инструкции, приводит к ответу и иногда за нас отвечает.
Сегодня проверяли контрольную, которая была задана. Хорошо разобрали, я, наконец, начала врубаться. Раньше, когда я училась, не было никакого Prateritum, не, он есть, но называется по-другому. Говорили о том, что в немецком, главное, порядок слов и рамочная конструкция. Сказуемое всегда на втором месте, подлежащее – на первом. Попрактиковались находить верное слово в предложении. У меня еще лучше уложились в голове четыре формы глагола. 

С Марией Вильямовной, к тому же, так приятно работать. Поговорили о том, что не нужно писать письма на немецком, как я хотела, а нужно взять текст и написать по нему изложение, не переходя на русский, чтобы не думать по-русски, так как в немецком свой порядок слов.
У меня куплен Стефан Цвейг на немецком, думаю, начну еще переводить. В прошлом году детектив переводила. Интересно, но хочется почувствовать язык великих классиков немецких. Даже не верю, что я это пишу. Хотя, я сейчас многому не верю, уже пять утра, а еще четвертую лекцию описывать. Хорошо, что завтра выходной. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, но важно заботиться о себе.


Так что, Auf Wiedersеhen!




До свидания, немецкий, здравствуй, Современный русский литературный язык, с прелестной Татьяной Евгеньевной Никольской. Она мне нравится всё больше и больше. Смотрю на нее и понимаю, что она - такая женщина, которая может быть милой и держит свою точку зрения, может спокойно оппонировать и юморить. И, главное, чего мне не хватает, и чему я хочу у нее научиться – знать предмет и знать себе цену!



Ух, сегодня тоже загрузочка была! Мамма миа! И моносемия – это слово у которого одно значение, и полисемия – слово, у которого несколько значений. Например, «стол» – это и предмет, и еда, и диета. И у этого же одного слова «стол» есть еще радиальное развитие, то есть когда это контора или офис, паспортный стол, например. Радиальное, потому что слово то  же самое слово, но оно идет в ином направлении, от центра, в разные стороны, если сравнить с московским метро.

Говорили о прямом и производном значении, о таком понятии, как сужение лексических значений слова. Например, раньше «пиво» - это был любой напиток, теперь только определенный, вот и сузилось понятие, а есть расширение еще –  слово «чернила», например. Раньше были только черные, а теперь синие, красные, зеленые и они все равно будут называться чернила, и мы поймем, о чем идет речь.


А еще-то, сколько всего - метафора и метонѝмия, типы лексических значений, омонимы, омоформы, онофоны, омографы.  Есть метафора, которую мы уже и не различим, что это она. Например, ножка стула, носик чайника, игольное ушко. В этих словах образность уже стёрта, она называется мертвая или сухая метафора.

А есть яркие – бархатный голос, острый зимний воздух. Сразу представляем и ощущается, да? Примеров много к каждому понятию. Я не буду их прописывать, иначе взреву. Но столько потрясающих слов есть и они такие похожие и разные.
Слово «варенье», к примеру, это и процесс, и вкусное блюдо, а когда мы говорим: «люблю Моцарта, люблю Диккенса», мы переносим значение с одного предмета на другой. Или еще, «я съел две тарелки», «я не ношу золото». И тоже ясно, о чем это, но тут произошел перенос тоже. Это метонимия, кстати.

Гостѝнец – это дорога, по которой едут гости (купцы), которые везут подарки (гостинцы). И гость - это и купец, и человек, который пришел с визитом. А слово  «закадычный» произошло, от слово «кадык», выпивать, закладывать за кадык. Так что, аккуратнее со словом и с пониманием, кому мы это говорим. И вот, к примеру, не скажешь некоторые слова в нескольких значениях. Оно всегда одно. Это же слово «закадычный» не применишь к слову «враг». А если применишь, то меняется значение, и мы, употребляя его, хотим что-то этим особо показать.

Синекдоха, например, это когда с чего-то целого на какую-то часть переносится название. «У него рука в министерстве», «К нам полиция приходила», «У меня горло». Мы же понимаем, что речь идет не о настоящей руке, что не весь состав МВД пришел домой и что горло просто болит. Такие вот выражение для удобства понимания выработали люди.

Про омонимы забавно. Это слова, которые звучат одинаково, а имеют разное значение. Например - брак, лисичка, завод, район, ключ. И как важно, особенно поэтам, обращать внимание при написание стихов, на омофоны. Это когда написание различается, а звук тот же. Аккуратно надо, может быть очень резкое и неприятное по ассоциациям созвучие. Татьяна Евгеньевна порекомендовала писать и читать вслух, чтобы не было ошибки. «Меня шатает жизни плот», например.

Можно стать источником невольного комизма. Например, на ракетно-зенитном училище написано было: «Наша цель – коммунизм», а у металлургов: «Сталевары, наша сила в плавках!», связисты: «За связь без брака!». Гы.
И вот о паронимах. Это, когда слова звучащие, казалось бы одинаково, имеют тоже разное значение. «Ревностно и ревниво, надеть и одеть, откровенность и откровение».


На этом и закончим день четвертый.

Татьяна Евгеньевна торжественно и искренне поздравила женщин курса с днем Восьмое марта. Мы перед этим тоже подарили ей тюльпаны и че-то ржали всё, потому что получилось почти один в один, как действо-поздравление, которое было утром с Зоечкой Михайловной. Ха-ха, Иван опять молодец! И вот еще один пароним нашла, вроде – действо и действие, надо будет, спросит у Т.Е, верно ли? 



Дальше, 10 марта, будет, обычный вторниковский наш творческий семинар. Буду описывать у себя на стене в контакте и вфейсбуке вечером того же дня. А следующий конспект лекций ждите 11 марта. Там у нас будет Зарубежная литература Средних веков и Возрождения, Психологический театр и Историческая грамматика. 

А я пошла отдыхать, а то я уже ку-ку!

Кто меня не узнал - я не виновата, я "в домике". Фото автора из троллейбуса.
Всех нас с праздником, женским днем номер восемь! «Клары Цеткины», «дуры», (простите, я же с добром), милые, любимые и прекрасные создания! Люблю вас! Мужчины, привет.
В метро и на улицах море цветов. Желаю, чтобы всегда!

Спасибо за внимание.

Продолжение здесь.


TEXT.RU - 100.00% TEXT.RU - 100.00%

Ругается, но продолжает путь

Дорогие мои!  Хочется, чтобы вы все были дорогие и очень дорогие: в прямом и переносном смысле. В семье, в делах, на улице, дома, сами с соб...