суббота, 30 ноября 2013 г.

Моё "письмо к римскому другу"

к  Оксане Майоли

Нынче ветрено и пробки с перехлёстом.
Скоро лето, а зимы и нет в округе.
Всё, как в день, как ты уехала, Майоли,
а снежок теперь и дождик, словно други.

Ничего, ученье наше потихоньку:
проскворчим, как лук, бекон и яйца курицы,
на чугунной раскалённой сковородке,
лишь во вторник, а потом бежим на улицу.

Я не ною, мне же нравится учиться.
Я сижу в своем пруду, "долблю предметы".
Только страшно – в феврале, как приключится
наша сессия … и канут знанья в Лету.

Лета - это же река, теперь я знаю.
Только мне всё непонятней, что на Калке?
Это тоже речка, но другая.
Там убитых было много - жалко.

Кто к кому пришёл, чего нарушил?
Я пока оставила всё это,
приступила к "Шуточным рассказам".
Это мне поближе в чём-то, где-то.

Книг тебе не посылаю – денег нету.
Всё проела, дорогое нынче сало.
Ты поймешь, когда увидишь мою ряшку -
я ещё, на килограммов пять, "устала".

Да, гуляла по усадьбам и могилам.
Хорошо, спокойно, тихо и не дует,
И от Цезаря далёко, и от Рима.
Как же ты там? Как сердечко? Не тоскует?



По столице, по Тверскому по бульвару,
по охраннику с железным переходом,
по Сан Санычу и кофию из банки,
нашим обсужденьям, колобродам.

Приезжай, пойдём в "Му-му" или "Макдональдс".
Там хотя бы посидеть бесплатно можно.
Как жилось тебе в Италии, красотка,
всё расскажешь, как захочешь - просто, сложно.

А потом, на юбилей махнём, Майоли,
подышать, чем дышит русский литератор.
Может, Пушкина узрим с тобою что ли?
И возможно будут нам не рады?

Нам-то что, мы просто встанем рядом
И почувствуем коллег своих горенье.
Если уж, по-честному, Майоли,
Это ведь и «наше день рожденья»!

И когда-нибудь, нас кто-нибудь узнает,
мы поедем в Швецию, как Йося.
А пока, если нас кто-то спросит:
"Кто вы?", ну и мы их непременно спросим:

"Разве вы не знаете, а жалко?!", -
глянем так … и паузу подержим...
И уйдем скорее от расспросов.
Что им говорить? Нас знает Герцен!

Мы, точнее, с ним теперь знакомы,
Он же, всё-таки, родился в нашем ЛИТе.
Или мы гуляем в чьих-то спальнях?
Всё смешалась нынче, извините.

А в Сибири, и в Москве, и на Урале
сыпет снег сейчас, и дует ветер где-то.
Мне же, и  прекраснейшей Майоли,
вновь тепло, и в Риме скоро лето.


30 ноября 2013 г.

вторник, 5 ноября 2013 г.

Между старым и новым

Сейчас поняла, что я человек, который скинул старую кожу, а другую пока не нашел. И вот так стою без одежды и не понимаю, что с этим делать?

Мне почти нравится то, как я сейчас живу. У меня сменилось качество проблем. Я не завишу от знакомых, которым сама же давала в руки свою жизнь. Я могу идти, куда хочу. Но не хочется пока. Да и не совсем все могу. В рамках денег, которые сейчас есть. Все же ... опять в рамках. И от этого рождаются разные неприятные чувства. 

Иду по городу и на память приходит фильм "Формула любви". Те моменты, где герои Семена Фарады и Александра Абдулова беседуют между собой:


- Если когда-нибудь в палате лордов мне зададут вопрос, зачем принц, вы столько времени торчали под Смоленском? - я не буду знать, что ответить.


Кадр из фильма Марка Захарова "Формула любви". Фото из интернет-источника.
Или еще:
- Варварская игра, дикая местность - меня тянет на родину.
- А где ваша родина?
- Не знаю. Я родился на корабле, но куда он плыл и откуда никто не помнит. А вы где родились, Жакоб?
- А я вообще еще не родился.
- Не родились?
- Нет.
- А как вы дальше думаете?

Вот и я так же. Не знаю, что я здесь делаю и когда эти "роды" случатся? По-моему, очутиться на родине - это просто состояние, когда тебе всё родное. А для этого не обязательно куда-то ехать. 
Но есть чувство, что я опять усложняю свою жизнь и что-то большое и невидимое наваливается на меня. Вроде не боюсь, но не понимаю, что мне с этим делать?


Что делать, например, со старославянским языком? Я пытаюсь, "бьюсь" с ним, учу его. И уже быстрее пишу и больше понимаю. Я заказала в букинистическом книжку-учебник, хочу понять, поупражняться. Но зачем мне это? Сегодня показывали кино, там действие происходит до революции и такая вывеска "Склад" на старославянском. Я увидела, что написано там неверно. Нашла ошибку и порадовалась! 


Ура, я знаю, зачем я учу этот язык. Меня теперь не обмануть. Но зачем мне это? Я ведь хочу, как писал Гегель, "преобразовывать реальность". Чтобы "камни, летящие в воду, изменяли ее". А я, получается, ухудшаю ситуацию. (хотя это, наверное, тоже преобразование). Ищу ошибки и всё. А что с ними делать? Неверно ведь - просто ворчать?



Вот на этом здании из позолоченного кирпича, которое было возведено в Питере, в 1900—1901 гг. мне интересно прочесть надпись. Раньше не хотелось))). Фото из интернет-источника.
Ещё я поняла, о чем напишу работу по литературоведению. Об открытии Литвака - о его "научном романе". Я знаю, что никто о нём не напишет, и что я буду, возможно непонята, потому что в институте все больше о другом говорят. Но я вижу и чувствую, что книги о "трусливой львице", "плачущем сангвинике", "откровениях сперматозавра", "вечном принце" и другие "детищах" Михаила Ефимовича важные и нужные. И об этом хочу говорить. 


Михаил Ефимович Литвак в соавторстве со своими ученицами открыл новое направление в литературе. Фото из интернет-источника.
Но ... не могу я всё рассказать, но что-то не то! Вчера посмотрела фильм "Свой среди чужих, чужой, среди своих". Думаю он про меня сейчас. Может от того, что я прекратила жить и и работать в культурно-развлекательной группе и еще тяжеловато перейти в учебно-карьеристскую? Особенно, когда нет прямо вот, рядом единомышленников. Они есть, но далеко. (самое далекое за 7 км, в Москве).

Надо перетерпеть, я чувствую. И сейчас я сама себя хвалю всё чаще, не нуждаюсь в "чужих аплодисментах". Но видимо, стереотипы еще сильны, не везде "кожа старая отошла", раз тоска заедает.


Ведь мне есть, что делать, у меня такой планище расписан и я его делаю. Но радость ушла, нет смеха. Хотела на русский хор, в местный клуб походить, попеть. Но думаю, так это на время же? Что их подводить? Только вольюсь, а вдруг уеду или не захочу. С актерами своими иногда шучу, но они тоже, бедолаги, как я, невротики. Их надо обогревать и обогревать. Хотя, я так рада, что они у меня есть и я не на площадке!


Думаю, что я опять ушла от людей, но мне одной хорошо и есть, что делать. И если надо, я иду к людям. Тусить перестала, так это меня только согревает. Отчего же тревога? Кушать много стала, я бы сказала, жру много, поправилась очень, поймала себя на мысли, что ворчу! Я же "клоун", почему я ворчу? Вроде, после 2011 года уже прошло много времени, я должна отдохнуть? Выход есть. Есть, я знаю.



Мой мастер на кафедре прозы Александр Михайлов. Фото Анжелики Королёвой.
Надо идти к своему пути. Как говорит наш мастер Сан Саныч Михайлов: "Вы тут не для того, чтобы научиться какому-то стилю, вы пришли, чтобы понять, что ваше, какой стиль ваш и о чем вам лично писать стоит". Наверное он прав, мне импонирует это, но недавно Павел Санаев рассказывал о том, что во ВГИКе его тоже не учили писать, а зря. Были и есть техники, которые помогают и учат писать. Может, мне жалко времени? Может, я его не умею организовать, чтобы жить так, как я хочу и все успевать?  

Есть у нас в агентстве, где я тружусь, один актер, Артём Лысков, он в интервью каналу "Культура" сказал о мечте и я слышала эти слова много раз от других и сама говорила, но он сказал как-то убедительно: "Что я захочу, в рамках возможного - сложного, но возможного, то и происходит!". Вот ссылка на видео, где он рассказывает.


И ведь я такой же человек, но что я хочу? Скоро Новый год, думаю, что же я хочу в следующем году? Но желаний много, как выбрать? Найти одно, важно самое? Да, и родится заново,  с новой кожей - не такое простое дело.


А сейчас увидела по Первому каналу женщину, у которой какое-то неизлечимое "каменное заболевание" и поняла, что я "страдаю херней". Все хорошо! 
Люди, всё хорошо, мы живы и здоровы.

Спасибо, что вы со мной
.

воскресенье, 13 октября 2013 г.

Мои университеты. Часть 10. Заключительная.

Начало истории

Вот и пришел этот день - 22 июля. День последнего экзамена. Это было творческое собеседование


В самый первый день, после консультации, я сделала такую таблицу, чтобы не запутаться и понимать, куда я двигаюсь. Вот она. Сейчас все пункты зачеркнуты и все уже позади.


 Этот блокнот подарили мне в Серовском отделением Российского Красного Креста.Фото автора.
Тех, кто поступал на прозу ждали на собеседование к 14.30 ч., но придя в институт к этому времени, мы увидели, что еще и поэты (они были перед нами) прошли не все. Бедные преподаватели, которые вышли на небольшой перерыв, выглядели так, словно это мы их там экзаменуем, а не они нас.

Абитуриенты, сидевшие в ожидании в 23-й аудитории, тоже были какими-то замученными. Никто ни с кем особо не разговаривал. Так, островками шептались и будто все были во вражеских лагерях, Ой, не люблю я этих недомолвок. Я познакомилась с девушкой по имени Алла, и мы с ней тоже тихонько переговаривались. Одна парочка абитуриентов, пришедших на самый ответственный экзамен даже была, что называется "выпимши". Забавно, такого пофигизма я еще не встречала.  Нда...



Вот так мы сидели и ждали своего часа. Фото автора.
Я посчитала народ по головам, как учила меня Татьяна Андреевна (наш главный редактор) - 35 человек получилось. Если даже по 3 минуты на каждого, то 105 минут. А если больше? Охо-хо! А что переживать, я взяла с собой воды, два бутерброда и по дороге купила "Юность" и "Литературку".


Когда ждала, то представляла себе большую аудиторию и нависающих на меня профессоров. А когда меня пригласили, я сначала немного занервничала, а потом, увидев обычный небольшой кабинет и овальный старинный и домашний стол, а вокруг него уставших педагогов, почему-то успокоилась.

Они были какие-то свои. Напротив меня сидел ректор, Борис Николаевич Тарасов, это я знала точно, потому что накануне посмотрела сайт. И поскольку моя любимая тетушка Маша всю жизнь носит эту же фамилию, я как-то само собой подумала, что мы - родня. Чуть вдалеке сидел и читал, по-моему "Литературку", Сергей Николаевич Есин. Он тоже уже был свой человек. А как-же? Он провел нам консультацию и был с нами на экзамене по творческому этюду.


Меня спросили откуда я. Этот вопрос всегда ставит меня в тупик. Иногда я думаю, что из Италии, иногда из Америки (никогда там не была), потом вспоминаю, что родилась в Тюменской области и прожила много лет на Урале. Но, как-то нет у меня одного моего места... Но раз я приехала поступать из Серова, то решила быть серовской. 


Сказала об этом и о том, что работаю корреспондентом в газете "Глобус", пишу про культуру, про театр, про людей. 

- А что там у вас ставят, в театре? - спросил ректор.
- Да вот, "Самоубийцу" Эрдмана недавно ставили и "Дело чести" по пьесе немецкого драматурга.
Как мне тогда показалось, все одобрительно кивнули. И тут я  выдохнула. Чувствую, что мне просто хорошо. Примут, так примут, а нет, так будет что вспомнить.

- А что вы любите читать, каких писателей?

- Распутина люблю, Шукшина, Чехова, Довлатова, Сомерсета Моэма. А еще, вам наверное не понравится, Гришковца. Ой, много разных авторов. И давай читать кусок из прозы Распутина, который еще с училища культуры помню.
- Это концовка из "Живи и помни", когда Настёна плывет в лодке, - услышала я Сергея Есина, и сердце мое растаяло. 

Я так давно не говорила с теми, кто хотя бы слышал про это произведение, не то что читал. Ректор спросил у какого-то мужчины, который сидел с большой стопкой бумаг, по левую руку от меня:

- Ну, что скажите (назвал его по-имени, по-моему Александром?)... по-поводу прозы?

Этот приятный, улыбчивый и светловолосый мужчина ответил вроде, что работа у меня искренняя и интересная, герои - такие шукшинские "Чудики", речь персонажей очень живая, образная. И этюд тоже ему понравился. Он сказал, что там довольно точное попадание в тему и что это творческая удача автора.


Каким-то внутренним чутьем поняла, что это мастер, который набирает курс. К своему стыду не знала, кто в Лите делает набор на прозу и к кому лично я иду. Он понравился мне. Не только потому, что никогда профессионал, да и вообще никто, не говорил мне столько теплых и добрых слов про мое "литературное творчество". Просто он, с виду, какой-то приятный, и принимал меня со всем моим бредом.


Ректор спросил  у присутствующих, есть ли еще вопросы ко мне. Вопросов не было. Мне только сказали: "Приносите оригинал!". Я кивала, говорила "спасибо" и была счастлива! 


Вышла из аудитории, пошла к выходу и почему-то захотела обратиться к оставшимся. Я развернулась, показала им  кулак, в духе "Но пасаран" и пожелала: "Ну, давайте тут, взорвите танцпол!" Все дружно рассмеялись и немного ожили. Видимо перенервничали что ли? 


А для меня уже закончились испытания и это было действительно всё. Я сдала все экзамены. И даже если ВГИК меня не примет, здесь меня уже ждали. 
А пока метро, автобус, Королёв.


В метро танцевал какой-то дядька -"взрывал танцпол". Может, ему тоже сказали сегодня: "Несите оригинал!". Фото автора.
23 июля я узнала, что получила 90 баллов за собеседование. Что говорить - я была довольная! А 24-го июля я заболела, да на целую неделю. Позвонила в Литературный, уточнила, до какого числа успеваю принести документы. Голос моей знакомой "приемной матери" Оксаны Павловны Лисковой сказал мне, что до 9 августа я спокойно могу продолжать болеть. 

Посмотрела интернет - во ВГИКе я была на 15-м месте из 20 набираемых туда. Начались муки выбораИ если бы у меня было хотя бы 60 тысяч рублей, я бы смогла учиться там. Я узнала потом, что и за плату попасть туда было непросто. Я взвешивала долго. Но поняла, что просить денег я ни у кого не буду, и пойду учиться туда, куда меня берут на бюджет, а это был Литературный институт им. А. М. Горького. Мне было очень тяжело выбирать, ведь я хотела в кино. Я люблю кино. Но и книги я очень люблю. 


Еще одним аргументом за ВГИК было то, что там была атмосфера сумасшествия и дурости. Хотя "ярмарка тщеславия" там тоже шла полным ходом. А пафосу я нахлебалась.


Литературный же "пошел" ко мне легко, я не делала на него ставок, я не особо хотела туда попасть, я зачем-то помнила слова одной знакомой, написавшей мне в ФБ: "Лит - это глупая глупость!". Но я чувствовала, что раз он идёт ко мне, я не могу не ответить взаимностью. Тем более, что место-то какое, с такой историей, с такими людьми. Они не пафосные, не кричат и не кривляются, они настоящие! Я сделала выбор и не жалею об этом.


Сейчас я студентка Литературного института, у меня была уже первая сессия. 
Мастера моего зовут Александр Александрович МихайловВпитываю каждое слово педагогов. Мне кажется, что этот ВУЗ придумали для меня. Не знаю, кем я стану после него (учиться-то, как на хирурга - 6 лет!), но мне нужно это образование.



А вот и мой студенческий билет. Когда проректор Михаил Юрьевич вручал мне его, он сказал: "Чтобы все сложилось!". Приятно. Верю. Фото автора.
Вы только послушайте, какие предметы нам сейчас, на первом курсе, преподают замечательные наши педагоги - 
старославянский язык, древнерусская литература, языкознание, современная литература, немецкий язык (это у меня, другие английский), литературоведение, история России с древнейших времен, русская литература 18 века, славянская филология, устное народное творчество, орфография и пунктуация, античная литература и конечно - литературное мастерство!
Мне так интересно! Я учусь осознанно, не пропустила ни одной лекции, потому что это мне важно. Я многое запоминаю с трудом, но я делаю всё, чтобы понять и принять в себя то, что сама же не пускала раньше. Я думаю, что я та другая, студентка из 90-х, сама бы себя бесила даже. Но я не смотрю ни на кого, слушаю свое сердце и учу логику. 

Думаю, что все, о чем рассказывают в ЛИТе, преподавать бы всем. Мне еще не хватает ума, но я хочу выписать лекции и читать их людям. Хотя, это уже другая история. Не хочу спасать мир, хочу спасать себя.


Спасибо, что вы были со мной всё мое приключение. Я всегда чувствовала вашу невидимую поддержку.


С уважением Анжелика Королева.


суббота, 5 октября 2013 г.

Мои университеты. Часть 9.

Начало истории.

19-го июля я узнала, что по русскому во ВГИКе мне поставили 54 балла. И "славбох" - это уже хорошо. Вечером была консультация по литературе, здесь же. 


Пока ожидала ее, я отчего-то приперлась на полчаса раньше, стала наблюдать за тем, что происходит. Посмотрела фото, которые были развешаны на стене, коробки с пленкой, читала разные объявления. А они, порой, много говорят о том месте, где ты находишься. 


Вот они коробочки с пленкой мирно стоят себе на подоконнике. Фото автора.
Я прогуливалась по операторскому крылу главного корпуса. Там проходила наша консультация и по русскому, и по литературе.

Вижу, идет какой-то старичок невысокого роста, уверенно идет, расправив плечи. В клетчатой рубашке, джинсах, с какой-то стеклянной посудиной в руках. Вышагивает бодро, как по своему двору. Местный завхоз, подумала я. Он подошел ближе и я увидела его лицо - не могла отвести глаз. Так хотелось пойти за ним. Просто пойти и все. Ходить так весь день или всю жизнь! Или хотя бы сфотографировать. Когда я еще увижу это лицо. 


Вообще, люблю живые, умные лица! Я посмотрела на него еще раз, потом, спрятав телефон и делая вид, что я набираю номер, занесла, мне казалось, невидимо для фотографирования. Ну, я много раз делала это. Никто не замечал. И друзья, часто не видели, когда я успела их снять. Я близко снимала. 



Пойманная мастером, я все же успела сделать его снимок, хотя и плохой. Фото автора.
И вдруг такой вежливо-приказной голос: "Не надо!" Эх, блин, как он увидел? Оп-па, засек, подумала я, но затвором фотоаппарата все равно щелкнула. Решила идти ва-банк, сразу остановилась, улыбнулась, смотрю на него и говорю: "Вы, наверное из операторского цеха?" Он улыбнулся, ничего не ответил и пошел дальше, со своим графинчиком или что-там у него было в руках. Я же присела обратно, не солоно хлебавши, но теперь вдвойне захотелось его сфотать еще, потому что постояв рядом, точно поняла, что это какая-то большая личность! Такой он красивый шел! 

Через некоторое время, старичок, поговорив с кем-то, кто встретился в коридоре, шел обратно. Я уже встала ему навстречу и пошла опять за ним. Чё мне надо было, чё привязалась? Но пошла. О фотографировании уже не думала. Он в конец коридора, и я за ним.


- А вы что, поступать пришли? - обратился он ко мне.

- Да, на сценариста. Вот, литературу завтра сдавать, а сегодня консультация.
- А, хорошо, - степенно, взвешивая каждое слово, говорил мой новый друг из операторского цеха.
- А, вы к Валерию Ильичу пришли, к Мильдону?
- Да, наверное, я даже и не знаю.
- А вы Эдвина Джилберта "В беличьем колесе", читали?
- Нет! - разочарованно пролепетала я, и скорее достала блокнот, записывать, что мне советует этот  прекрасный человек.
- У, ну прочитайте. А Сорокина?
- Нет, - я ощущала себя полным лохом, и продолжала  записывать. Спрашивать, какого Сорокина, не стала, стыдно было совсем.
- Так ...так, а Джека Лондона читали?
- Да, да!
- А что?

- Мартин Иден, Белый клык.
- Н-да, - моему новому знакомому не стало легче от того, что я читала Лондона, но я приободрилась. Мне понравилось, что он любит этого автора и спрашивает меня про книги. Я правда, совсем смешалась. Оператор, который читает книги и сам набирает воду в графин? Кто он?
- Почитайте, "В беличьем колесе". А, вон, идет Валерий Ильич! Успехов вам.

Мне надо было идти, пришел мой педагог, а я никак не хотела отлипать от этого операторского кабинета и, главное, от этого человека. Я понимала, что говорю, вроде бы с деканом операторского факультета. Хотелось его даже обнять почему-то, но было как-то неловко. Тем более, завхоза я бы еще обняла, но если это декан ... И еще, он напоминал  мне, конечно, моего деда Васю. 


Сказав "спасибо большое", и попрощавшись, пошла по своим делам, глянув на расписание для операторов и записав себе в блокнот  фамилию декана, которая стояла в конце - Рыбин А.Г. Потом точнее узнаю, как его зовут. Была полностью уверенна в том, что это был он. 



Уже потом разглядела надпись на двери "Декан", за которой скрылся  человек, с которым я разговаривала. Фото автора.
Забегая вперед, на следующий день, когда я пришла сдавать экзамены по литературе, спутала кабинеты и опять пришла на это же место, что вчера. Долго сидела там, потом снова увидела издалека своего "декана - оператора - завхоза", поздоровалась. Он был занят и села на скамейку, ждать. Просидев 15 минут и увидев своих одногруппников, которые проходят мимо, поняла, что всё это время жду не там, и пошла на свой третий этаж, где и проходил экзамен. Так хотелось поговорить с "дедой Васей", а он больше не выходил, но не догадалась подойти сама. А еще позже было. Некогда. 

Только через месяц узнала, что этого человека звали Вадим Иванович Юсов - великий оператор всех времен и народов. И он умер 23 августа. Было очень горько, будто снова лишилась деда.



Как такое лицо не захотеть снять и не пообщаться с таким человеком?! Спасибо вам, Вадим Иванович, что вы были и есть. Фото из открытых источников.
Извините, но я не могла не рассказать эту историю. Жизнь, продолжается. А вообще, на консультации у Валерия Ильича Мильдона было весело. Он юморил. На нас, наверное, и нельзя было глядеть иначе. Нужна была легкая ирония. Он так и общался с нам, при этом никого не обидел. Я подумала: "Надо же за несколько минут уже два человека, которых я бы хотела назвать своими друзьями" (Юсов и Мильдон). За окном хлестал дождина, а мы слушали слова, кстати, тоже потом узнала, легендарного педагога -литератора. 

Он рассказал нам о том, что очень хорошо, в том билете, который мы вытянем, а это была действительно, как в школе моего времени, устная сдача экзамена, высказать свое отношение к произведению. Могло попасть все, что угодно, но из произведений, изучаемых в школе. А она у меня была ...аж в 88 году. Господи, да как еще устно-то все рассказать?! Консультация закончилось, и я почапала в туфельках по лужам домой, решила почему-то проехать до платформы Северянин и оттуда в Королёв. 



Стою на платформе "Северянин", смотрю на перрон, жду электричку. Фото автора.
Литература сомкнулась вокруг меня плотным кольцом - даже платформа называлась именем поэта. А может ее назвали в более широком, географическом смысле? Южанин, северянин, например. Надо будет узнать. Но, самое для меня было важное, что от Москвы до Королева я доехала за 16 рэ. 50 коп. 


Вот так каждый вечер едут люди домой в электричках из Москвы. Три головы, склоненные покорно и женщина сидела у окна. Фото автора.
Я стояла, но зато недорого. Так я еще не ездила. Уснула в этот день, а в ушах аудио -  "Горе от ума" Грибоедова. Хи-хи.

20 июля. ВГИК. Я забыла сотовый дома и ура. Никто не отвлекал меня, и я не отвлекалась. Правда, договорились о встрече по поводу работы, но люди оказались понимающие, простили меня.


Так вот, экзамен по литературе. Я не пошла первой - ни за что! В конце, только в конце. У меня началась легкая истерическая смешливость. Кто-то лихорадочно читал сайт "Брифли" - там краткое содержание всех произведений. Посоветовали бывалые абитуриенты. В наше время (ой, я сказала эту гадкую фразу), такого не было. Я считаю, редкостная хрень. Вообще непонятным становится произведение после этого краткого прочтения. Все путано, и чужое мнение навязывается.


Так вот, тут я снова испытала кайф экзаменов. Может уже вошла во вкус? Атмосфера мне напоминала фильм "Карнавал" и "Приключения Шурика", новеллу, где он экзамены сдает. Мы как-то объединились все перед лицом опасности, которая нас ждала. Как-то разговорились. Соня сдала одна из первых и получила 95 баллов, что ли ... Молодец! Вынесла нам кучу своих шпаргалок, размером А4, вы представляете! Толщина стопки была 2 см. Она что с ними заходила? Я шизею! Сашка Агафонова взяла их, принялась читать. 


Я наблюдала за происходящим. Наши пытались все же "дышать перед смертью". Вдалеке, метров в 10-ти от нас, какой-то студент, доказывал Сергею Мирошниченко, известному режиссеру  неигрового кино, (вы его помните по ленте" Рожденные в СССР") что он зря его не принял на курс. Сергей в этом году делал набор студентов. 


Потом, этот же парень примкнул к нам, рассказывал, почему он не сдал и что он хочет сдать еще, и что очень боится, а вдруг не сдаст. Он так долго полуныл, что я не выдержала и сказала ему: "Да хорош ныть и бояться, ты не такой как все, докажи. Приходи еще, на следующий год и поступай, учти все ошибки, и не сравнивай себя ни с кем, кроме себя. Вот мне 42 года, я же поступаю, не на кого не смотрю!" Он сразу замолчал, сказал мне, что я молодец, пожелал удачи и решил, что будет еще поступать. Разулыбались с ним и расстались. Что это было?!



Вот она, Саша Агафонова с сониными листами. Переживает. Фото автора.
Подошла Сашка Агафонова, начитавшаяся сониных конспектов, дала их мне. Я начала читать, и на странице со стихами поэта, явно 18 века, я остановилась и говорю Сашке: "Соня совершенно напрасно не пишет автора, даже после прочтения непонятно ..." И мы, как давай ржать с Сашкой. Все на нас смотрят, не понимают, мы начали объяснять, почему мы смеемся. Они не ржут. Почему-то? Ведь так смешно. Ну, так бывает. Некоторые вещи не объяснить.

Потом мы долго запоминали разницу между Фетом и Тютчевым. Получалось плохо, но весело. Мы так и сгруппировались - нас несколько заочников и еще какой-то очник, парень Иван, вроде. Вот мы все и пошли сдавать последними. Преподавателей было двое. Я сразу поняла, что пойду к Валерию Ильичу отвечать. Мне достался билет. № 11. Творчество Лермонтова и драматургия 20 века. Посидела, подумала, начала писать ответ. Это мне было близко. Как-то сразу пришли мысли. Откуда-то издалека. Написала, ждала очередь к Мильдону и слушала тех, кто отвечал. Мне и жалко их было и как-то непонятно, ну почему же нельзя прочесть наизусть стихи Сергея Есенина или Маяковского?! Это же так просто:

"Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я, привет тебе, привет.
Пусть струится над твоей избушкой
тот вечерний несказанный свет ..."  


С. Есенин (на всякий случай подпишу.)



Сергей Есенин мне еще близок тем, что он, как и мой папа, родился в Рязанской области. Фото из открытых источников.
Ну, как это не знать? Страшно мне от этого. Корни ведь наши.

Дождалась очереди, сажусь, рассказываю. И все, будто "полилось" - и стихи Лермонтова и рассказ о нем и то, что я успела или не успела посмотреть в театре. Я вспомнила, что моя подруга Дуся Москвина, сняла недавно фильм, он так и называется "Тучки небесные". Это мне тоже помогло. Потом поговорили о Николае Коляде, Евгении Гришковце, Людмиле Петрушевской. На последней остановились особо. И я больше говорила о ее книге воспоминаний "Девятый том" и что она хулиганка. 


Мы беседовали с Валерием Ильичем, как друзья на кухне. Мне так понравилось! И я думала, что говорю не очень-то верно иногда, но от души, со своей оценкой. Он понял это, он поставил мне 85 баллов! Это было совершенно невозможно! И это порадовало меня больше всего. Доверие и приятие. На экзамене в школе по литературе я получила "3", я тогда тоже боялась. А тут, я может расслабилась и мне нравилось учиться, и я получила высшую, для себя, оценку. Летела из кабинета литературы, как на крыльях. 


Подождала своих, с "камчатки". Они тоже все получили хорошие оценки. Дайте пять! Стукнулись ладонями, побратались! Весело было. Потом наши парни, среди них тот, с Находки, который не хотел есть мои конфеты, (в день рождения раздавала), захотели посидеть, попить пива, в какой-то беседке, но мы с Сашкой отказались, сославшись на дела. Нет, я бы посидела группой, но почему-то не хотелось уходить из ВГИКа. Ведь это было всё - мы сдали все экзамены в этот вуз. 


Нам навстречу попадались одиноко бредущие абитуриенты, а мы пошли фотографироваться.



Это мы стоим внизу, у зеркала, в холле ВГИКа. Там тишина, а я почему-то изображаю веселого Гитлера, а на Сашке навешано "море" вещей. Фото Александры Агафоновой.
Я опять ехала домой, в голове  - океан мыслей. Все хорошо, но я, почему-то на этот момент не хотела жить в Москве, в меня не верили. Точнее, говорили, что верили, но никто ни разу не попросил прочитать мою "Верку", и хотя бы мой блог, а когда видели меня, что-то пишущую в тетрадке или на ноуте, говорили: "Чукча не читатель, чукча писатель, однако!" 

Я смеялась, не обижалась, ведь они любят меня по-своему. Или я сейчас чего-то не вижу. Хотя, многие мои друзья и знакомые писали мне слова поддержки, а друг-художник Денис Исаев, поставил даже в одной маленькой древней "намоленной" церквушке, в Барселоне, две свечки с просьбой о моем поступлении. И это согревало. Я не знала, во что выливалось мое поступление, но то, что происходило, это мне нравилось и помогало жить.


На сим, кончаю, страшно перечесть.))))


Придется мою историю еще продолжать. 
Ну, не получается закинуть в нее все сразу. Каждый кусок жизни мне важен. Так, что, концовка, скорее всего в следующий раз. 

22 июля последний экзамен в Литературном - творческое собеседование, с профессорами за круглым столом. Все результаты тут и напишу. 


Подождите еще малеха.

Обнимаю вас.
Окончание истории здесь.

вторник, 1 октября 2013 г.

Мои университеты. Часть 8.

Начало истории

А что за денек-то был 17 июля? Так собеседование, по русскому языку во ВГИКе. 



А еще утром позвонил наш староста на курсе Ибрагимбекова, Саня Плотников, назвал меня "АнжЕликой" с ударением на "Е", а это я очень обожаю, это редко кто так меня называет, только свои в доску, да и не скажешь это просто так - это должно родиться. Меня так последний раз на съемочной площадке называли.  Вообщем, я была довольнющая.

Так вот, Саша позвал всех на сбор курса, к 14 часам. Удивительно. Нам еще сдавать 2 экзамена, а нас собирают. Ну что, пришли. Чего лишний раз не пообщаться с хорошими людьми. Но, как верно заметил мастер Рустам Ибрагим-Оглы: "Мы с вами не на равных условиях. Я то уже тут, а вы - еще нет. Желаю вам сдать ЭГЕ" (он говорил именно так эге). 



А вот и наша компания (слева направо) - Саша Плотников (профиль слева торчит), потом Оксана Олеговна (какая-то важная ответственная личность в филиале на Будайской), Елена Гринько, Наталья Готовцева, Рустам Ибрагимбеков (наши мастера). Фото автора.
И еще мастер говорил, что мы - макрофаги и боремся с инфекцией, и нужно помогать людям и что потребность писать, она как потребность жить. 

Я задала ему несколько вопросов. Остальные почему-то молчали. (может я предчувствовала, что больше никогда не задам их, а может вспомнила свой журноопыт).Порадовалась за себя, что могу говорить с ним напрямую. 


Правда, когда я задала вопрос: "А что делать, если не поступишь, какие книги почитать?" и т.д., одна абитуриентка решила, что я сдаюсь и меня надо подбодрить и словами о том, что надо верить в себя и "бла-бла-бла", отвлекла внимание от важного. Господи, о чем она?! Да, я  была готова к плохому итогу, без истерик и соплей, и хотела услышать ответ мастера. Что в этом такого? Не услышала. Вся энергия ушла не туда. Девка перенесла на себя внимание. Ответ пропал. А ведь раньше я была такая же, как она - сильно позитивна дура. Но в этот есть какая-то фальшь самому себе. Так мне и надо. Отзеркалили.


Еще мастера рассказали нам, что нас ждет на сессии в октябре, что будем делать, какие будут задания. Рустам Ибрагимович  показался мне в этот раз более ясным, мудрым и многогранным. Нам дали номера сотовых телефонов и личную почту: Готовцева и Гринько. Эх, как приятно. Доверие всегда помогает жить. 


Но у многих осталось еще два экзамена - по русскому и литературе (я ее и тут тоже боялась сдавать, как в Литературном). А нам столько всего рассказали. Повертели около носа вкусной конфетой, так сказать, но съесть не дали. Почему они нас собрали? Я знаю такую хрень - позже выяснится, что такое собрание нужно было провести в конце июля. Ох, нестыковка. Но я благодарна за нее. Мне будто показали кусочек того, что я не увижу никогда. Это тоже стимулирует.



Вот тоже маленький кусочек большого ВГИКа. Фото автора.
Далее, в 17 часов, все же состоялось собеседование по русскому языку. Вела его Наталья Иосифовна. Милая, открытая женщина. Четко и конкретно рассказала нам о тонкостях написания изложения во ВГИКе и то, что выпендриваться не надо. Писать, не придумывая от себя ничего. 

Я поймала себя на мысли о том, что я где-то уже это слышала. Да, да, в Литературном, наша Марина Мясумовна по русскому недавно говорила нам тоже самое. С той разницей, что во ВГИКе первое чтение медленное, а второе быстрое. (в Литературке же, наоборот). Кстати, сейчас понимаю, что и внешне мои педагоги похожи чем-то. О, если мне придется за эти 10 дней писать еще одно изложение, я взвою! 


Вообщем, пишем 4 часа, шоколад и воду с собой можно брать. А вот интересно, в Литературный можно только воду, а во ВГИК и пожевать можно взять. Гуманнее тут что ли? Ну, это так, детали. Педагог пожелала нам "холодной головы" и хорошо выспаться.

Когда шла к автобусу, увидела эту троицу, чего они не поделили? Разбирались. Неизвестно.А еще и номер автобуса на заднем плане 333. Фото автора.
Так я и сделала. Хотя и не помню уже, удалось ли выспаться? Скорее всего, нет. Наступил день 18 июля. Сегодня экзамен по русскому, во ВГИКе и мой день рождения параллельно. Зашла в магазин, на ул. Эйзенштейна, по пути в ВУЗ, купила разных вкусных конфет, решила поздравить народ и угостить. Мне было приятно, да и ладно. 


Ну, не могла не сфотать эту рекламную компанию свежей выпечки, в магазине рядом. Фото автора.
Настроение хорошее, иду ко входу, протягиваю конфеты, а один парень, мой одногруппник из Находки, брать их отказывается. Ворчит про то, что конфеты, это плохо. Я решила, что этот гад не испортит мне праздник. Жалко же, я от чистого сердца говорила, чтобы он взял и может быть, подарил бы их еще кому-то, но он сопротивлялся. Вот так и стояла я, уже 42-х летняя тетя и дарила конфеты мальчику в парке, а он не брал. Возможно когда-то в детстве у меня такое уже случалось. Смешно это, наверное выглядело со стороны. 


Хорошо, что в этот день Василий Макарыч был рядом. Фото автора.
И еще хорошо, что одногруппница Сонька взяла и съела мои конфеты, а потом я увидела других своих и пошла всех угощать и они, почему-то были рады и поздравляли меня.

Но на изложении уже было не до веселья. Хотя я, со своими конфетами и туда притащилась. Педагоги одобрили. Я пролепетала про то, что это не подкуп, мы посмеялись. 

Нам читали отрывки из повестей и рассказов И. Тургенева. Я опять некоторые слова написала неверно - явно еще одна буква "н" была лишней в слове "серебряный". Блин!

Но, да ладно, написала, пошла заесть "горе" в студенческую столовку. Опять там было все дорогое и жирное. Но я отчего-то балдела, может от дня рождения, может от того, что больше не буду писать изложение, может я просто дура. Потом, по привычному маршруту, по проспекту Мира, я почапала на автобус и поехала в свой Королёв. 



В Королёве, у моих друзей, меня тоже ждали разные подарки и поздравления, которые, собственно начались с утра.)). Фото автора

Домой. И там узнала, что за творческий этюд в Литературном институте мне поставили 91 балл. Вот уж это я вообще не ожидала! Как-то тут все складывалось у меня, получается. Это действительно был неожиданный подарок. Да и то, что я уже столько "испытаний" прошла, мне нравилось. Хотя, я же не билась с французами в Бородинском сражении. Я просто сдавала экзамены.

Извините, но продолжение следует.


суббота, 14 сентября 2013 г.

Мои университеты. Часть 7.


Воскресенье 14 июля. Утреннее метро как всегда полно людей и событий. Еду в Литературный.
Каких только типажей не встретишь в метро Москвы. Фото автора.
Меня уже сюда тянет. В этот раз народу в аудитории №35 было не очень много. К нам пришла наша "приемная мать" Оксана Павловна Лисковая и подробно (у меня до сих пор конспект на 4 страницы) объяснила нам, что на творческом собеседовании, по поводу которого мы все и пришли, будет непросто. 

О.П. говорила приблизительно следующее: "Представьте, что вы будете одни, а вокруг много профессоров, доцентов, да еще и ректор будет присутствовать. Но, все вам желают добра, так, что не волнуйтесь, заваливать вас никто не будет. Педагогам нужно понять, что вы за люди и не зря ли пришли в этот ВУЗ. На каждого - 15-20 минут. И поэтам, к тому же, надо приготовиться читать свои стихи". 

Оксана Павловна рассказала, что собеседование будет проходит с 20 по 22 июля. Нас же много, за один день не управится. А потом, 23 июля выставят оценки. А первый список мы сможем увидеть 27 июля. Вообщем, мне, заочнику надо будет сдать оригинал, при благоприятном исходе (если наберу нужное количество баллов) до 9 августа. Если на платное, чуть подольше. Не помню уже, мне это было не нужно. Денег у меня для этого не было.
Оксана Павловна Лисковая, героически выдерживала бесконечный поток одних и тех же наших вопросов. Фото автора.
На сайте можно было посмотреть предварительные вопросы, которые будут задавать на собеседовании. Например, почему вы решили поступать, каков круг вашего чтения, какие современные журналы вы читаете? 
Это был день самого большого количества абитуриентов на экзаменах в Литературном. Фото автора.
Вот оно это окно в волшебный литературный сквер ... или мир. Фото автора.

Наступил день 15 июля. День экзамена в Литературном. Называется он творческий этюд. Это не тот, про который вчера говорила Оксана Павловна. Тот нас ждал позже. Это я пишу для тех, кто запутался. В том числе я сама, по-моему уже плутаю тоже. 

Писали в нескольких аудиториях. Я выбрала 17-ю. Пришла, открыла окно, которое выходило во двор. Хорошо, свежо. И здесь, в этом старинном особнячке мне было очень спокойно. Как будто я пришла к старым знакомым. Начали появляться абитуриенты. Некоторые ворчали, я "поворачивала" их в позитивную сторону.

Вообще, заметила, многие пришли с позицией Детской. Будто кто-то им что-то должен. Или у них осталось еще школьное или семейное представление о том, что кто-то обязан заботиться, а может хотели увидеть крутое место (типа евроремонта и т.п).

- А чё здесь так душно? А почему такие столы? Ой, так места мало!

Можно же открыть окно или вообще пойти домой. Зачем себя так настраивать. Я не слушала их особо. К тому же к нам уже зашел профессор Сергей Николаевич Есин - он нас курировал. Раздал нам чистые листы для этюда и темы. Последних было много и проявить фантазию, думаю, смогли бы все. 

Столько стенаний с утра пораньше. Я выбрала тему "Жизнь - это дар или собственность. Обоснуйте это." Написала за пару часов.  Здесь можно небольшое эссе сотворить. У меня получилось где-то три страницы. А во ВГИКе пришлось сочиняя историю, выписывать 6 часов. Сдала одна из первых. Но не это главное, а то, что мне там было комфортно. И все мне (виртуально) помогали, и даже моя четырехлетняя племянница София. Я просто написала про тех, кто жил и был со мной рядом. И несомненно, жизнь - дар, но это и собственность, а с ней и ответственность. Жалко, что нельзя увидеть свое сочинение. Может когда-нибудь и смогу.
Шла после экзамена, с чувством "глубокого удовлетворения" и думала, что слова на чеканке, на станции метро "Пушкинская", как раз была написана для меня. Фото автора.
Поехала домой и там, мы с Наташей (моей королевской подругой) пошли уже в другое, не центральное отделение Сбербанка в Королеве (на ул. Горького, 2) и просто-таки "выдавливали мои деньги из них". Нас никто не хотел слушать. Я уже устала от этой истории, нас опять отправляли на Урал, уже в очередном отделении Сбера. Даже не хочется писать этот банк с большой буквы. 

Но, на мое счастье, там работает волшебная женщина и профессионал своего дела Саида Котова. Не знаю, что помогло - или мои зареванные глаза, или Наташкин решительный тон, с текстом про нас, двух журналистов, которые не преминут осветить это дело в прессе (дошло уже и до этих угроз). То ли то, что Саида поняла, что по логике банк должен отдать деньги, что это их разгильдяйство - не ответить на заявление клиента, не позвонить ему и главное, в единой своей системе не разрешить получить свои же деньги.

А странно получалось: служба поддержки по телефону говорит, что деньги могут выдать, начальники отделений банков в Екатеринбурге и Серове говорят то же самое, а два московских и два королевских банка говорят, что никаких вы денег не получите. Уж не знаю почему, но наше упорство победило и через 30 минут (а до этого меня мурыжили 10 дней), я получила свои деньги.


Саида извинилась за весь Сбербанк и сказала, что сотрудников, которые приняли у меня заявление и не отреагировали, они накажут. Да бог с ними, я просто была рада и чуть ошарашена. И потому, когда в момент нашего выхода из банка, хлынул ливень (видимо небо тоже не выдержало этого сбербанковского бл..дства), мы пошли с Натахой домой по дождю.


А там меня ждало еще одно радостное известие - я прошла III тур творческих испытаний во ВГИКе. Ура, я хорошо написала рецензию. Наверное ... раз прошла. Я не понимала почему так происходит, просто делала и делала.



А 16 июля, на следующий денек, меня ждал еще один экзамен -  творческое собеседование во ВГИКе. Первая встреча с мастером Рустамом Ибрагимбековым. Он, Наталья Готовцева и Елена Гринько принимали. Мы все пришли к 11 часам. Час ждем - никого, второй ждем - никого. Случайно проходившая женщина со сценарного (я ее помню, она документы у меня брала), увидев наши, уже не торжественные, а кислые физии, кинула вскользь: "А вы чего ждете, собеседование в час!" Значит в 13 часов. А мы-то волновались. 

Пошла на экзамен через ВДНХ. Новый путь, да и как-то веселее. Фото автора.
Народ наш абитуриентский изнывал уже в ожидании мастера и экзамена. Фото автора.
Я пошла прогуляться вокруг института. Съела грушу на остановке, заляпала белый топик, написала про это в "ФБ." Один хороший человек, Владимир Касьянов, ответил мне (а где мне еще поделиться бедой, как не в фейсбуке), что это ничего, что бывало и хуже. Получила поддержку, вернулась в киноакадемию.
Наши, похоже уже просто жили в коридоре ВГИКа. Фото автора.

Вообще, я устала там от этого ожидания. Сижу себе на подоконнике (знаю, бескультурье, но после травмы ноги и не могла на пол сесть, неудобно было), и вдруг вижу в темноте коридора силуэта любимого режиссера! Батюшки святы, неужели это он!? И точно, Владимир Михайлович Фатьянов, собственной персоной. Я, пулей к нему! 

Это Наталья Всеволодовна и Владимир Михайлович. Я за ними подглядела невольно. Больно хороши были! Фото автора.


Встреча с Владимиром Михайловичем, забегая вперед, было лучшее, что произошло со мной за тот день! Обнялись. Как же я была рада его видеть. Прошло где-то года 4, как мы расстались на съемочной площадке, в Твери, снимая "Первую осень войны". Сказал, что пришел меня проведать, и встретиться с Натальей Всеволодовной по делу. Вышли ко входу в здание, он покурил, мы поговорили. 

Наталья Готовцева, мой мастер на экзаменах. Она супруга известного сценариста (ныне покойного) Валентина Ежова, а Владимир Михайлович учился у него. Вообщем они дружат. Мне стало неловко, будто я блатная какая-то. Она дала понять, что я пройду, скорее на платное и ничего с этим не поделаешь. Ну ничего, Владимир Михайлович сгладил ситуацию, они поговорили по делам и тут подъехала машина и вышел мэтр Ибрагимбеков. Всё очень степенно, важно - охрана тут же, впереди бежит, двери открывает. Это означало, что и мне пора идти. 
Появление Рустама Ибрагимбекова было неожиданным. Мы уже и не ждали. Фото автора.
Вдохновленная Фатьяновым и отчего-то грустная, я поднялась на 3 этаж ВГИКа. Я вдруг четко поняла, что пройду только за деньги (на платное то есть) и что я, почему-то, не хочу учиться у этого мастера. Он, словно говорил мне: "Че ты приперлась, мне не нужны такие". Вот такую фигню я себе надумала. Да, бог с ним, метаться было уже поздно. Да, и моя очередь подошла, на удивление быстро. 


Зашла. Сначала волновалась, а потом, выдохнула. То ли устала бояться, то ли вымоталась за эти дни. Мастер, почти не глядя на меня, задал три вопроса: "Почему я выбрала кино, где работаю и какой мой любимый фильм?" Он часто повторял: "Так, все понятно." А что ему было понятно? Мы говорили три минуты. Ну, может быть, профессионалу виднее. Обида что-ли во мне говорила? Чувство, что я хотела сказать многое, но не сказала и 1/10 части. Хотя, приятно, конечно просто побыть рядом с такими интересными людьми, как он и его коллеги.

Но я там сильно смутилась почему-то. Ответила, что люблю иностранное кино, Ибрагимбеков сказал, что понимает меня, потом я вспомнила, что люблю "Калину красную" и "Москва слезам не верит". Почему я так сказала. Еще я рассказала, что люблю читать, а Ибрагимбеков сказал, что надо идти в Литературный. Я чуть было не проговорилась, что именно это я и делаю. Но промолчала. Всё закончилось быстро, я была недовольна.

Потом мы, с моими одногруппниками по поступлению, пошли кушать во ВГИКовскую столовку, которая мне показалась дорогой, с жирными и безвкусными блюдами. Но чай там был горячий и с лимоном. Соня нудно трындела о том, какая она молодец и как много она знает, и что на всё у нее есть ответ, Сашка была моя, уральская, Ксения рассказывала, как она поступила в МГУ на журфак и вот ещё во ВГИК. Интересные девчонки.



С едой во ВГИКовской столовке что-то тоже не то - не душевно и безвкусно. А может быть, я просто устала. Зато рядом кушал режиссер Вадим Абдрашитов. Фото автора.
Теперь во ВГИКе меня ждали экзамены по литературе и русскому, встреча с великим Юсовым, а в литературном - только творческое собеседование и результаты. Там был почти финиш. И еще 18 июля был мой день рождения, он приходился на день экзамена по русскому. Но это все потом, в продолжении.

Спасибо, что вы все еще со мной.

Вот тут продолжение.

Ругается, но продолжает путь

Дорогие мои!  Хочется, чтобы вы все были дорогие и очень дорогие: в прямом и переносном смысле. В семье, в делах, на улице, дома, сами с соб...