Друзья, а ведь, тем не менее, уже 17-й раз мы собираемся и
обсуждаем кино. Спасибо вам. Пусть мы далеко друг от друга, но мы близко,
благодаря тому, что есть кино, которое нас собирает. И конечно же, интеренет. Кино нынче непростое, спорное, не всем нравится, не всем подходит, но оно интересное, оно с
историей. Картина, которую мы обсуждали в августе называлась - «Жертвуя пешкой», режиссер Эдварда Цвик.
Кино оставило много вопросов. Но для меня очень важным было знакомство с жизнью такой великой фигуры в мире шахмат, как Бобби Фишер, который,
кстати, имеет русские корни. Мне очень интересно, как простой парень из
бруклинского района Нью-Йорка, занимаясь всю жизнь только тем, что хотел и то,
что ему легко давалось, а именно, играя в шахматы, добился успеха. Конечно, всё неоднозначно и не так всё просто, как это звучит из моих уст – «добился успеха», но всё же он себе не
изменил ни разу. А это, для меня лично, было самым важным в этом фильме.
Кадр из фильма "Жертвуя пешкой", в роли Бобби Фишера американский актер Бобби Магуаер. Фото из открытых интернет-источников. |
Остаться собой, ценить себя, понимать и принимать, просчитать
свой успех, при этом не быть зацикленным на нём – это непросто. Но он был
зациклен на другом. И тут, как говорят у нас на занятиях по психологии - «всем
привет из детства». Его мама - умница. Она усмотрела шахматный талант сына, дала ему развиться, не смеялась и не
обесценивала, а поддерживала и верила. Но она также «подарила»
маленькому Бобби много страхов, от которых он так и не смог избавиться до конца
жизни.
На обсуждении тренер, психолог и руководитель клуба КРОСС-Екатеринбург Галина Китаева, заметила, что герой,
несомненно, талант и гений, но он ушел от реальности, сублимировал (сублимация
- психологическая защита, когда свои истинные желания и потребности в жизни,
человек подменяет и заменяет не тем, чего хочет на самом деле). Не было у Фишера
ни школы, ни учеников. Не передал лично свои знания и умения никому.
Закрытый был
парень. Замкнутый. Даже с
родными не был близок. А очень хотел, но сознаться в этом и открыться не
смог. Запреты «не будь близким», «не принадлежи» и частая "Детская позиция" по
отношению к себе и к жизни, оказались сильнее желания тепла, любви и понимания. По-моему,
великий гениальный Фишер, так и остался большим несчастным ребенком. «Тяжба, затворничество, несостоявшийся, скандалы» и
многие другие не совсем приятные слова, можно услышать, когда читаешь историю про него.
И здесь опять, как заметила на обсуждении Галина, у нашего героя было «горе от ума». Наблюдаю в своей жизни, что даже не имея шахматного таланта, как у Бобби, ум часто мешает. Не всегда он уместен и не всё можно объяснять. Чаще нужно суметь расслабиться и принять всё как есть. Без разъяснения.
Ведь есть вещи, которые не надо объяснять и мучить себя
вопросом «почему», «как» и "зачем" что-то происходит в жизни. Ты просто стоишь на берегу красивого ночного пруда,
вдали светятся огни большого города, ивы свисают к воде, месяц светит тоненький ярко-желтый. И рядом любимый человек, от которого тебе ничего не надо, и которому ничего от тебя не надо. Вы просто стоите обнявшись и смотрите на воду и вам хорошо вдвоём. Необъяснимо, но это важно и нужно людям. Жить и радоваться. Это, как скрипка в
переходе, стихи, природа, простая тихая радость. От неё легче жить. И
хочется творить, мечтать, делать еще больше.
У Бобби этого не было, мне показалось. Даже фильм, если заметили, немного монотонный, безэмоционалный. Повествование, повествование, разговоры, попытки понять, скандалы, разговоры, молчание.
Неужели, у него всю жизнь так было? Ощущение, будто через весь фильм проходит нудный звук "ммм..." и он гудит внутри, не умолкая. Может, я не понимаю природу гения? И мозг у него устроен иначе? Но мне все время хотелось отправить Бобби много любви. Ведь, как говорит Михаил Ефимович Литвак, если ты заработал миллион и при этом у тебя язва желудка, да такая, что есть не можешь, постоянные боли внизу живота и ты к тому же остался один и не с кем разделить радость победы, то есть ли это счастье? Конечно, Бобби хорош и занимался любимым делом. Но есть какая-то грусть, которая всегда витает рядом с его именем.
Как говорит его менеджер: «В шахматах, там все ненормальные», или «... и у Моцарта были проблемы…». В связи с этим, вспомнила стихотворение моего любимого актёра, поэта, музыканта и певца Александра Вертинского «Концерт Сарасате». Привожу отрывок:
Неужели, у него всю жизнь так было? Ощущение, будто через весь фильм проходит нудный звук "ммм..." и он гудит внутри, не умолкая. Может, я не понимаю природу гения? И мозг у него устроен иначе? Но мне все время хотелось отправить Бобби много любви. Ведь, как говорит Михаил Ефимович Литвак, если ты заработал миллион и при этом у тебя язва желудка, да такая, что есть не можешь, постоянные боли внизу живота и ты к тому же остался один и не с кем разделить радость победы, то есть ли это счастье? Конечно, Бобби хорош и занимался любимым делом. Но есть какая-то грусть, которая всегда витает рядом с его именем.
Как говорит его менеджер: «В шахматах, там все ненормальные», или «... и у Моцарта были проблемы…». В связи с этим, вспомнила стихотворение моего любимого актёра, поэта, музыканта и певца Александра Вертинского «Концерт Сарасате». Привожу отрывок:
«Ваш любовник скрипач.
Он седой и горбатый,
Он вас дико ревнует, не любит и бьёт.
Но когда он играет Концерт Сарасате
Ваше сердце, как птица, летит и поёт»…
Это стихотворение напомнило мне о Бобби Фишере. Он срывает матчи, не дает матери бывать на игре, разрешает ей только слушать радиотрансляцию,
резко общается с людьми, требует, кричит, хлестко "бьёт словами", будто
ножом режет, сбегает, прячется, нападает и т.д. Но когда он садится за шахматный стол - он Бог. "Да Винчи из Бруклина", - как о нем говорили. - "Такие рождаются раз в пятьсот лет. У гроссмейстеров слезы на глазах от его игры". Вот такой он - Бобби Фишер!
И ещё я поняла, что в основе любых поступков лежит желание хорошего, позитивная мотивация. Даже когда человек делает плохое – так он просит любви. Ну, не умеет он иначе, да бывает жестоко и больно, с применением насилия, но в итоге выясняется, что мотив был хороший. И нужно уметь вытащить это из человека. Во время вытащить, спокойно. По возможности. И если у тебя с самооценкой все хорошо, ты увидишь в другом это хорошее и поможешь ему выйти на поверхность. Самому такому человеку бывает тяжело это сделать. И даже невозможно. А если можешь, помоги. Или подскажи того, кто сможет помочь.
И ещё я поняла, что в основе любых поступков лежит желание хорошего, позитивная мотивация. Даже когда человек делает плохое – так он просит любви. Ну, не умеет он иначе, да бывает жестоко и больно, с применением насилия, но в итоге выясняется, что мотив был хороший. И нужно уметь вытащить это из человека. Во время вытащить, спокойно. По возможности. И если у тебя с самооценкой все хорошо, ты увидишь в другом это хорошее и поможешь ему выйти на поверхность. Самому такому человеку бывает тяжело это сделать. И даже невозможно. А если можешь, помоги. Или подскажи того, кто сможет помочь.
Продолжу о картине. Спасибо актеру Тоби Магуаеру, за шикарное исполнение
роли Бобби Фишера. Мне этот актер был не очень симпатичен, плюс, внешне не мой типаж вообще,
но он тааак сыграл, что мне передались все мысли персонажа, ощущения и чувства. Иногда
молчание и паузы так важны и нужны. А как их передать? Он смог и они очень
говорящие. В глазах всё, в жестах, мимике. Даже если она неподвижная.
Спасибо всем, кто был на киноклубе. И хотя, в этот раз мы
беседовали недолго, немного скомкано и с техническими сбоями, наша «кроссовская
гвардия», закаленная разными, еще и не такими неприятностями, пережила это
достойно. Спасибо! В этот раз к нам еще присоединился город Красноярск. Ура! Надеюсь, в
следующий раз, будет лучше со связью и мы все поговорим более продуктивно.
Хочу сказать ещё про будущие встречи-онлайн. У нас есть изменения. Небольшие,
но простите, если для кого существенные. Наш любимый психолог Галина Китаева занята по четвергам, а мне, и знаю, что участники меня поддержат, совсем не
хочется терять нашу суперизюминку – киноклуб по реальным событиям с РЕАЛЬНЫМ психологом. Поэтому, пока киноклуб будет выходить во вторник вечером. Время то же – в 16.45 Москвы - проверка, стыковка, в 17ч. Начинаем.
С удовольствием представляю новый фильм сентября и 18-го
киноклуба «Реальное кино». Это французская комедийная драма 2011 года,
основанная на реальных событиях - «1+1" или "Неприкасаемые». Парализованный богатый аристократ берет к себе в помощники
хамоватого чернокожего парня, с криминальными наклонностями, который не желает
работать у него. Вот тут-то и начинается самое интересное.
Ссылка на онлайн-просмотр:
Как всегда, даю вопросы, на которые можете ответить себе и на киноклубе. Также, опираясь на них, написать отдельный пост или дать комментарий о любом фильме киноклуба.
Вопросы:
1. Яркий
момент, кадр, эпизод фильма, который зацепил, вызвал эмоции.
2. Важная
фраза, одно слово, слова, которые тоже задели, взволновали, возмутили,
порадовали, легли на душу, заставили сомневаться.
Вообщем, вызвали эмоции.
3. Остались
ли какие-то вопросы или появились такие, которые хотелось для себя уточнить,
выяснить?
4. Какой
персонаж понравился? Из главных, второстепенных.
5. Что
вам лично дал фильм?
6. Про
что, по-вашему, фильм? Желательно одним предложением, фразой.
7. Какие
мысли пришли через некоторое время после просмотра?
Итак, ждём всех, кто
сможет, на обсуждение 27 сентября, во вторник. В 16.45 по московскому времени - выходите онлайн, стучитесь, заранее, ко
мне в скайп - korolevangelika.
Приглашу вас в группу "Киноклуб "Реальное кино" и потом сама
сделаю групповой звонок. В 17 ч. по Москве начнём
разговор. С нами, как всегда, психолог, тренер и руководитель
Екатеринбургского клуба КРОСС Галина Китаева.
Желаю приятного
просмотра и хорошего сентября!